Ремонт лобзика своими руками

Содержание

Простые способы поиска неисправности и ремонта электролобзиков своими руками

Электрический лобзик в отличие от дрели, применяется не так часто в хозяйстве, но когда возникает необходимость его применения для распила листового материала, инструмент должен быть к этому готов. Прибор состоит из разных деталей, от исправной работы которых зависит работоспособность всего инструмента. Если одна деталь дает сбой, то потребуется отремонтировать лобзик, с чем вполне может справиться каждый мастер.

Разбираемся с конструкцией электрического лобзика и принципом его работы

Ремонт лобзика будет проще сделать, если знать, из чего состоит этот инструмент, и как он работает. Зная конструкцию и принцип функционирования, не возникнет никаких трудностей с ремонтными работами. Первоначально выясним главные составляющие рассматриваемого электроинструмента:

  1. Корпус — обычно он представлен из ударопрочного пластика. Это основа прибора, внутри которой располагаются составные детали
  2. Электромотор — это двигатель переменного тока коллекторного типа
  3. Редукторный узел — передаточный механизм, посредством которого происходит превращение вращательной энергии в возвратно-поступательные движения
  4. Шток или штифт со шпинделем для закрепления рабочих насадок. Шток представляет собой цилиндрический вал, который соединен с пластиной. Вал находится внутри неподвижной рамки, в которой происходит его перемещение

Все эти детали представляют собой электроинструмент, посредством которого можно распиливать листовые материалы из дерева, металла, пластика и даже бетона. Для этого применяются соответствующие виды пильных полотен, которые крепятся в патроне (шпинделе) электроинструмента. Лобзик применяется не только для прямого реза, но еще и для вырезания фигурных отверстий в листовом материале.

Принцип работы электрического лобзика заключается в трансформации электрической энергии в механическую силу. Схема работы рассматриваемого электроинструмента заключается в том, что на электродвигатель подается переменный ток, посредством которого начинает вращаться якорь. На валу якоря закреплена шестерня, посредством которой происходит передача вращательных движений на редуктор. Редуктор маятникового типа соединен со штоком, который движется вверх и вниз. При закреплении полотна в шпинделе инструмента, оно будет совершать аналогичные возвратно-поступательные движения, обеспечивая распиливание материала.

Для упрощения работы и расширения функционала инструмента, в конструкции лобзика устанавливается пусковая кнопка, регулятор оборотов и прочие дополнительные функции. При эксплуатации инструмента возникают его поломки, которые можно устранить двумя способами:

  • Отремонтировать путем очистки, смазывания или доработки
  • Замена — это наиболее распространенный способ ремонта, так как при поломке редуктора, штока или двигателя, они нуждаются в использовании новых деталей

В материале описаны все виды поломок электролобзиков, а также их способы самостоятельного ремонта. Чтобы отремонтировать лобзик, вовсе не обязательно для этого сдавать инструмент в мастерские и сервисные центры. Однако помните, что если гарантийный срок еще не закончился, то лучше не торопиться заниматься самостоятельным ремонтом, так как эта обязанность производителя или реализующей фирмы.

Это интересно! Любой ремонт электроинструмента начинается с его разборки, но в материале описаны способы, как можно отремонтировать лобзик не разбирая его.

Виды поломок электролобзиков и как их устранить

Избежать поломки лобзика можно, если эксплуатировать инструмент с соблюдением рекомендаций производителя. Для начала вспомним, что инструменты классифицируют на два типа — бытовые и профессиональные. Отличаются они по качеству, поэтому бытовыми лобзиками нельзя долго и часто работать, в отличие от профессиональных. Как выяснить, какого типа лобзик — бытовой или профессиональный? Для этого необходимо взять инструкцию или техническое описание, и прочитать рекомендации производителя. Если производитель рекомендует пользоваться инструментом 15-20 минут, которые чередуются 10-минутными паузами, то этот прибор бытового типа. Профессиональными инструментами можно работать до 2-3 часов непрерывно, не беспокоясь об их перегреве и поломке.

Ломаются одинаково часто лобзики бытового и профессионального типа, а их ремонт зависит от типа поломки. Условно поломки делятся на механические и электрические. К механическим поломкам относятся неисправности редуктора, штока, подшипников и патрона, а к электрическим — двигатель, кнопка, регулятор, сетевой кабель, щетки. Дальше детально выясним виды неисправностей, а также способы их быстрого и правильного устранения.

Поломки электролобзика электрические причины и ремонт

Сначала разберемся с такими дефектами, когда инструмент не запускается. С такой поломкой сталкиваются владельцы инструмента в 80% случаев, поэтому выясним причины и способы устранения дефектов. Перед поиском неисправности лобзика, понадобится вооружиться такими приборами, как мультиметр и пробник.

Если лобзик не включается при нажатии пусковой кнопки — где искать поломку

Когда подключенный в розетку электроинструмент не подает признаки жизни, то поломки могут быть следующих деталей:

  1. Отсутствие напряжения в сети. Используя пробник или мультиметр, необходимо убедиться в наличии напряжения в розетке
  2. Повреждение сетевого провода — обычно дефект можно выявить визуально в виде нарушения изоляции, но встречаются также поломки повреждения токопроводящей жилы. Чтобы не пришлось гадать, следует воспользоваться мультиметром, и в режиме прозвонки, проверить исправность каждой жилы. Если одна из жил повреждена, но место дефекта выявить при этом невозможно, значит, следует заменить сетевой провод
  3. Неисправна кнопка пуска — напряжение на двигатель поступает после нажатия кнопки «Пуск». Эта кнопка состоит из замыкающего контакта, на котором может образоваться нагар. Этот нагар является препятствием на пути и прохождении тока, поэтому инструмент не подает признаков жизни. Устранить такую поломку можно путем разборки кнопки и зачистки контакта. Если кнопка неразборная, или причиной ее неисправности является встроенная микросхема регулятора оборотов, то ее необходимо заменить
  4. Защита от перегрева — когда на инструменте перегревается двигатель, то срабатывает защита, которая исключает сгорание силового агрегата. Такие устройства защиты имеются далеко не на всех электроинструментах, но если элемент присутствует, то не исключается, что отсутствие работоспособности прибора связано именно с этой деталью
  5. Неисправность двигателя — здесь понадобится тщательная проверка силового агрегата

Когда не запускается мотор электроинструмента, то самое главное — это правильно определить деталь, которая вышла из строя. Кроме отсутствия признаков работоспособности инструмента, к электрическим поломкам относятся и прочие виды неисправностей.

Если двигатель лобзика работает нестабильно — искрит и запах гари как ремонтировать

Распространенной является ситуация, когда лобзик работает нестабильно. Причиной нестабильной работы электромотора лобзика являются такие факторы:

  1. Графитовые или угольные щетки стерты или изношены — посредством этих деталей происходит подача электрического тока на обмотку якорь, что заставляет его вращаться. Щетки контактируют с коллекторным узлом, представляющий собой набор медных ламелей или пластин. При износе щеток снижается контакт, поэтому инструмент при работе начинает искрить, появляется запах гари и даже не исключается оплавление корпуса. Устранить поломку можно путем замены щеток на новые
  2. Неисправность коллектора — если медные пластины имеют признаки почернения, а также дефекты в виде задиров, сколов и неравномерного износа, то это также является причиной возникновения нестабильной работы двигателя. Признаки нагара на пластинах устраняются при помощи спирта, а для устранения сколов, задиров и перекоса, понадобится воспользоваться мелкозернистой наждачкой
  3. Неисправность мотора — если сопротивление в одной из обмоток статора или ротора будет отличаться, то это приведет к нестабильному функционированию инструмента. Для устранения поломки понадобится провести диагностику электромотора, и выявить дефект. Для устранения неисправности понадобится перемотка электромотора или замена неисправной части — статора или ротора
  4. Неисправность кнопки — если мотор инструмента работает со сбоями, то не исключается, что причиной этого является выключатель. Чтобы убедиться, что дело не в кнопке, следует напрямую подключить мотор, и проверить работоспособность инструмента. Если признаки неисправностей будут повторяться, значит, причина поломки не в выключателе

Поиск неисправности в электрической части может затянуться, что связано с трудностью проведения диагностических работ. Кроме того, одной из самых дорогостоящих деталей рассматриваемого инструмента является двигатель. Если из строя выходит двигатель, а также имеется значительный износ редуктора, то имеет смысл приобрести новый электроинструмент.

Другие виды электрических поломок лобзиков и их устранение

Кроме вышеперечисленных дефектов, при эксплуатации электроинструмента могут возникнуть другие виды поломок, связанные с электрической частью:

  1. Не пилит под нагрузкой. Проявляется поломка, когда при попытке распиливания материала, снижается производительность инструмента. Для устранения такого дефекта понадобится диагностика мотора. Другой причиной может быть плохой контакт в кнопке или значительный износ щеток. Графитовые щетки подлежат замене при износе более 40%-60%
  2. Обороты плавают при работе — причиной может быть слабый контакт. Если в процессе функционирования инструмента слышен запах гари, то вследствие слабого контакта возникает оплавление изоляции проводов или корпуса кнопки. Для выявления поломки, понадобится разобрать инструмент и осмотреть его
  3. Если при работе искрят щетки — требуется их замена. Недопустимо, когда наблюдается значительное искрение щеток, так как от этого снижается не только мощность инструмента, но еще и возникают следующие негативные последствия — увеличивается нагрузка, а значит, растет ток в обмотках статора и ротора, а также искрение способствует деформированию медных ламелей коллектора. Долго эксплуатировать инструмент с неисправными щетками нельзя, и следует их заменить как можно быстрее. Обнаружить искрение можно через вентиляционные отверстия или щели в корпусе инструмента

Чтобы на лобзике заменить щетки, понадобится разобрать его. На некоторых профессиональных моделях инструментов имеются специальные каналы для быстрой замены. Щетки крепятся в щеткодержателях. Крепление может быть двух типов — в виде защелки или винта. После вывинчивания или отщелкивания щетки, ее необходимо извлечь, отсоединить провод и в аналогичном порядке установить новый графитовый элемент.

Это интересно! Для маломощных электродвигателей применяются графитовые щетки с малым содержанием меди в составе.

Диагностика электромотора или как выявить неисправность статора и ротора

Если возникают подозрения на неисправную работу электродвигателя, то выявить точную поломку можно при помощи проведения диагностических мероприятий. Для этого понадобится мультиметр, а также диагностируемый ротор и статор. Для начала выясним, как проверить на пригодность ротор (он же якорь):

  1. Провести визуальный осмотр. Если имеются признаки нагара и деформаций, то высока вероятность того, что деталь сгорела. Осмотреть также необходимо коллекторный узел, на котором недопустимо присутствие нагара, сколов и перекосов. Перекос возникает в случае неравномерного износа щеток
  2. Мультиметром измерить сопротивление обмотки якоря. Установить на приборе режим измерения сопротивления 200 Ом или прозвонки
  3. Одним щупом следует поочередно прикасаться к коллекторным пластинам, а вторым к стальному сердечнику. Наличие сопротивления говорит о нарушении изоляции. Для устранения неисправности понадобится произвести замену обмотки ротора
  4. Если пробой между обмоткой и корпусом исключается, тогда надо проверить ротор на наличие признаков нарушения изоляции. Для этого мультиметром в режиме измерения сопротивления следует произвести проверку качества изоляции между пластинами. Маркером ставится отметка от начала, и после этого проводится поочередная проверка сопротивления между пластинами
  5. Величина сопротивления при этом должна быть примерно одинаковой. Отличие величины сопротивления более 10% от стандартного значения говорит о нарушении изоляции. Понадобится перемотать обмотку ротора или заменить деталь полностью
  6. Межвитковое замыкание — еще причина поломки может заключаться в наличии межвиткового замыкания. Однако проверить наличие такого дефекта мультиметром невозможно. Для этого используется специальный прибор, которым необходимо вести по коллектору. Если межвитковое замыкание имеется, то прибор издаст соответствующий звук. Устранить дефект можно путем замены обмотки

Если установлено, что дефект с якорем, тогда его необходимо перемотать или заменить. Если же ротор исправен, тогда переходим к проверке исправности статора — неподвижного механизма, который также состоит из обмотки и стального сердечника из набора тонких пластин.

Алгоритм проверки исправности статора имеет следующий вид:

  1. Проверяется отсутствие пробоя обмотки на корпус. Для этого одним щупом надо прикоснуться к выводу обмотки, а вторым к стальному сердечнику. Прибор не должен показывать величину сопротивления, в противном случае уместно наличие пробоя, и требуется произвести перемотку статора
  2. Проверяется сопротивление в обмотках, прикасаясь поочередно к ее выводам. Величина сопротивления во всех обмотках должна быть примерно одинаковой величины, что говорит о ее исправности
  3. Проверить целостность металлических пластин стального сердечника. Недопустимо наличие их расслоения, поэтому понадобится заменить отдельный узел

Не имеет значения, какой марки лобзик — Интерскол, Макита, Бош, Скилл, Метабо и другие. При покупке нового мотора надо учитывать его параметры и габариты. На двигателях имеется маркировка, по которой необходимо ориентироваться при покупке нового электродвигателя для лобзика.

Это интересно! Отремонтировать электрический двигатель лобзика самостоятельно практически невозможно, так как для этого понадобится перемотать обмотку. Сделать это можно в сервисном центре, однако стоимость такой услуги практически идентична цене новой детали.

Ремонт регулятора оборотов на лобзике инструкция

Практически все модели электрических лобзиков оснащены таким устройством, как регулятор оборотов. Что это и для чего нужно, каждый владелец знает самостоятельно. Конструктивно деталь представляет собой плату, на которой размещено колесико или переключатель.

Посредством перемещения колесика (переключателя) изменяется скорость возвратно-поступательных движений. Воздействуя на колесико, меняется сопротивление, поэтому снижается скорость.

Чтобы отремонтировать регулятор оборотов на лобзике, вовсе не обязательно иметь представление об электронике. Для этого при помощи мультиметра надо проверить исправность всех резисторов и конденсатора. Обычно поломку можно определить внешне, так как при выходе из строя на плате будут обнаруживаться признаки почернений и нагара. На фото выше неисправность заключается в повреждении питающего провода. Вышедший из строя элемент на плате или наконечник провода следует заменить, и на этом весь ремонт регулятора оборотов лобзика закончен.

Это интересно! Если регулятор сгорел, то его следует заменить на аналогичный по конструкции и параметрам.

Механические поломки на лобзиках и как их устранить

К механическим поломкам относятся такие виды неисправностей, как износ подшипников, редуктора, штока и патрона или головки. Поломки механического типа выявить намного проще, чем электрические, и ремонт при этом также сводится к замене вышедшего из строя узла, механизма или детали. Далее рассмотрим все виды механических неисправностей на лобзиках, а также способы их быстрого устранения.

Износ подшипников на лобзике как заменить

Подшипники относятся к расходным материалам, поэтому при их износе, требуется замена. Они не подлежат ремонту, а чтобы продлить срок их службы, следует регулярно не только вносить смазку, но еще и производить предварительную очистку.

Если изношены подшипники, то для их замены понадобится разобрать инструмент, и заменить на аналогичные по маркировке. Выпрессовывание и запрессовывание подшипников на вал ротора осуществляется вручную или специальным инструментом. Перед установкой новых подшипников, рекомендуется внести дополнительную смазку.

Это интересно! Чтобы определить износ подшипников, следует проверить наличие люфта наружной обоймы относительно внутренней.

Ремонт редуктора лобзика и чем его лучше смазывать

Если в процессе работы лобзиком обнаруживается возникновение звука в виде треска, то высока вероятность того, что заклинил передаточный механизм. Поломку редуктора можно выявить визуально, для чего понадобится разобрать корпус, и произвести осмотр. Если на шестернях отсутствуют зубья, то для ремонта понадобится заменить их. Если причиной неисправности является попадание в механизм металлической стружки, то для устранения неисправности понадобится выполнить следующие действия:

  1. Снять редуктор с инструмента, и тщательно его очистить и промыть в растворителе или бензине. Это позволит очистить деталь от металлической пыли и крупинок
  2. Установить деталь на место, предварительно оценив износ зубьев на шестернях. Если износ сильный, что влечет за собой проскакивание шестерней относительно друг друга, тогда механизм требуется заменить
  3. Устанавливая старые или новые шестерни, необходимо внести смазочное вещество в избыточном количестве

Чем лучше смазывать редуктор на лобзике и прочих видах электроинструментов? Для этого можно использовать Литол-24, если ничего нет другого, но если хотите продлить срок службы механизма, тогда рекомендуется воспользоваться специальной смазкой от компании Bosch. Это дорогая смазка, которая не просто снижает трение между деталями, но еще и защищает их от попадания пыли и крупинок.

Это интересно! К каждой модели электроинструмента, производители в инструкции указывают рекомендуемые типы смазывающих веществ для редуктора. Если такой рекомендации нет, или найти такую смазку невозможно, тогда используется универсальное вещество от компании Bosch. Такая смазка продается не только в больших тюбиках, но и компактных упаковках, что позволяет сэкономить.

Кроме смазки Bosch для редуктора лобзика, можно использовать другие варианты, которые несколько дешевле по цене, однако не менее эффективны:

  • Optimol Longtime 2 от компании Castrol. Такая смазка стоит несколько дешевле Бош
  • Huskey Coolube — является не только самой доступной, но и максимально-эффективной. Если смазка от компании Bosch является дорогой, тогда рекомендуется выбирать именно Huskey Coolube

В специализированных магазинах имеется много других марок, поэтому опираться следует на свой бюджет. И помните, что Литол-24 используется, в крайнем случае, если ничего другого нет. Недопустимо наличие в смазке не только металлической пыли, но и стружки с опилками, которым попадают через вентотверстия. Все засорения необходимо удалить, и после этого вносить смазку, и собирать инструмент.

Это интересно! Если возникает неисправность кронштейна (крепления) в конструкции редуктора, то его следует заменить, как показано на видео ниже.

Замена штока на лобзике пошаговое описание

Выход из строя штока на лобзиках случается в редких случаях, но если это произошло, то он нуждается в замене. Принцип замены простой и незамысловатый, для чего необходимо разобрать инструмент, снять шток и на его место установить аналогичный по конструкции. Здесь самое главное — это найти шток аналогичной конструкции для соответствующей марки инструмента.

Штоки или штифты служат в качестве направляющих, посредством которых создаются возвратно-поступательные движения. После замены вышедшего из строя штока, необходимо также тщательно смазать эту деталь. На шток крепится пилкодержатель, который можно установить вместе с новой деталью.

Это интересно! Штоки на разных моделях лобзиков отличаются по конструкции, поэтому и принцип замены незначительно отличается. Трудности не возникают, если совершать установку новой детали в порядке обратном демонтажу штатной. Чтобы не ошибиться при сборке инструмента, рекомендуется перед снятием деталей делать фото.

Пилкодержатели на лобзиках — слабое звено и его ремонт

Для замены пилкодержателя на лобзиках, не понадобится даже разбирать инструмент. Ведь крепятся они к штоку инструмента посредством одного или нескольких винтов. Однако есть пилкодержатели, для замены которых не обойтись без демонтажа штока с лобзика.

Общая информация о конструкции пилкодержателей на лобзиках имеет следующий вид:

  • Устройства классифицируются на два типа — быстрозажимные и обычные. Быстрозажимные более популярны, однако в силу их сложной конструкции, возникают трудности с заменой
  • Быстрозажимные головки пилкодержателей классифицируют на три основных вида — радиальные, боковые и фронтальные. Если радиальные головки являются наиболее популярными, то боковые и фронтальные встречаются редко. Однако если инструмент имеет быстрозажимную боковую или фронтальную головку, то запчасти для нее найти будет невозможно. Для этого понадобится заказывать деталь у производителя
  • Быстрозажимные радиальные головки пилкодержателей — состоят из основания, которое при смещении, открывает отверстие для закрепления полотен посредством утапливания шариков, а также пружины и стопорных колец для фиксации. Чтобы разобрать головку и снять его со штока, понадобятся щипцы для съема стопорных колец. Конструкция простая и примитивная, а для ремонта или замены не понадобится разбирать весь инструмент
  • Пилкодержатели быстрозажимные на лобзиках имеют аналогичный механизм работы, как патроны перфораторов. В основе механизма лежат два шарика, который фиксируют полотна за их выступы

Неисправность головки лобзика выявляется по такому признаку, когда полотна не держатся, и при воздействии на материал, выпадают из крепления. Ниже показан пример изношенного крепления пилкодержателя, который подлежит замене.

Подробное видео описание, как заменить пилкодержатель на электролобзике, представлено в материале.

Как продлить срок службы инструмента

Чтобы рассматриваемый тип инструмента служил долго и не ломался, необходимо регулярно выполнять профилактические мероприятия. Они заключаются в том, что необходимо разобрать инструмент, проверить целостность и исправность всех деталей, очистить механизмы от старой смазки и заменить ее. Нельзя перегружать инструмент работой, для которой он не предназначен.

Ремонтные работы электролобзика следует начинать с поиска неисправности. В 99% случаев удачное выявление неисправности, позволяет исключить поломку быстро и эффективно. Для устранения поломок понадобятся запчасти, купить которые можно в любом магазине инструментов. Уделив пару часов времени, можно подготовить электроинструмент к новому сезону, и не переживать, что он сломается в неподходящий момент.

Ремонт электролобзика своими руками (самые частые поломки)

Общая эффективность работы целого механизма, зависит от каждой его отдельно взятой детали. В случае с современным электрическим лобзиком, с относительно сложной конструкцией, дела обстоят именно так. Каждый элемент этого устройства призван выполнять определенную функцию ради общего результата – выполнения контролируемого распила. При возникновении неполадок на одном из узлов механизма, работоспособность инструмента может снизиться, вплоть до нуля. Чтобы вернуть свой аппарат в строй, достаточно найти и устранить “слабое звено”. О том, как починить электролобзик своими руками, и уменьшить дальнейший износ его деталей, расскажем далее.

Устройство и принцип работы электрического лобзика

Чтобы научиться определять и устранять неисправности механизма, необходимо сначала понять, как он устроен. Многочисленные компоненты конструкции электролобзика, с первого взгляда могут показаться довольно сложными для понимания. На самом же деле, принцип работы данного устройства весьма прост, особенно для тех, кто хоть немного смыслит в технике. Далее мы расскажем, как работает электрический лобзик, обрисовав основные моменты наиболее популярным языком, понятным даже неискушенному в электрике читателю.
В основе механизма любого электрического лобзика, лежит электродвигатель, редуктор и шток. Это главные элементы, заставляющие пилку совершать необходимые движения. Зачастую к двигателю подключается охлаждающий вентилятор и механизм маятникого хода. Функцию подачи энергии и в некоторых моделях регулирования скорости, выполняет специальная пусковая кнопка с электросхемой. Все вышеперечисленные элементы, компактно и надежно размещаются в пластиковом корпусе, взаимодействуя между собой.

Для получения высокочастотных возвратно-поступательных движений пильного полотна, подаваемая в электроинструмет энергия, проходит в его корпусе значительные трансформации. Минуя пусковую кнопку, электричество переходит на графитовые щетки двигателя, заставляя ротор вращаться вокруг своей оси. Крутящий момент передается на специальный механизм “редуктор”, который преобразует движение из вращательного в возвратно-поступательное, направляя его на шток. Финальным узлом является крепежный элемент, который надежно соединяет шток с пильным полотном, образуя прочную подвижную конструкцию.

Виды неисправностей

Продолжительная или неправильная эксплуатация инструмента, может с большой вероятностью стать причиной его поломки. Неисправность устройства появляется в результате чрезмерного загрязнения, износа деталей механизма или замыкания электродвигателя. Ремонт электролобзика, в зависимости от особенностей поломки, сводиться к чистке и смазке элементов, или их полной замене. Ниже, мы рассмотрим самые распространенные типы поломок.

Механические неисправности

К данной категории можно отнести загрязнение, износ или полную поломку деталей механизма. Двигатель инструмента при этом работает, но получить требуемый распил, не выходит. Причин механических поломок, требующих производить ремонт электролобзиков, может быть несколько. Вот самые типичные из них.
Лобзик пилит криво
Значительный увод вильного полотна в сторону от намеченной линии, зачастую связан с механизмом крепления пилки или штоком. Причиной этому может быть сильное загрязнение деталей или их изнашивание. Для исправления ситуации, требуется снять детали, отчистить их ветошью и собрать обратно. Если проблема останется, шток или крепеж следует заменить.

Сильная вибрация и шум
Странные звуки, нехарактерные для работающего электроинструмента, обычно исходят от неисправного редуктора. Связано это может быть с отсутствием смазки, загрязнении или поломке зубчиков шестерней. Для выяснения точной причины, и её дальнейшего устранения, необходимо снять боковую часть корпуса и визуально осмотреть механизм на наличие вышеперечисленных проблем. В случае поломки, механизм следует заменить на аналогичный.
Лобзик бьет при распиле
Регулярные толчки инструмента при работе, могут быть связаны с маятниковым механизмом или штоком. Причиной этому, в основном, служит повреждение деталей, и в редких случаях, их сильное загрязнение. Для починки лобзика с подобной неисправностью, его следует разобрать, выявить неисправный узел и заменить его на аналогичный. Если явных повреждений нет, следует полностью отчистить и смазать все детали.

Неисправности двигателя

Как ни странно, многочисленные поломки электролобзика, возникают не только на подвижных деталях, взаимодействующих друг с другом элементов. Очень часто устройство перестает функционировать (частично или полностью) по вине испорченной электроники. Для выявления подобных неисправностей, требуется специальный прибор “мультиметр”, определяющий характеристики тока в цепи устройства. Он необходим для полной диагностики, хотя некоторые проблемы можно выявить и без него.

Лобзик не включается
Полное отсутствие жизнедеятельности инструмента обусловлено отсутствием контакта двигателя с сетью. Причины такой неприятности кроются в проводке или пусковой кнопке. Для выявления неисправности, требуется полностью осмотреть, а лучше прозвонить кабель инструмента и внутреннюю проводку. Работоспособность кнопки проверяется путем соединения проводки напрямую с мотором. Если, при включении в сеть инструмент работает, значит проблема в ней. Неисправный контакт следует заменить.
Не пилит под нагрузкой
Рабочий с первого взгляда инструмент совершенно не справляется с некогда простыми задачами и тормозит даже на материалах небольшой толщины. Значительная потеря мощности связана с повреждением двигателя. Якорь для лобзика, по причине короткого замыкания не создает достаточного импульса вращения, создавая иллюзию работы. Обычно инструмент с такой поломкой искрит и издает характерный запах гари. Для точного определения места короткого замыкания, части статора и ротора мотора поочередно прозванивают мультиметром. Решением служит замена поврежденной части или мотора целиком.
Плавающие обороты и запах гари
Когда при работе, инструмент периодически покидают силы, снижая его мощность и сопровождая все это запахом гари, стоит обратить внимание на его проводку. Для выявления слабого контакта, необходимо снять крышку корпуса и визуально осмотреть все провода и их соединения на наличие дефектов. Делать это лучше при помощи мультиметра, обратив внимание на пусковую кнопку и обмотки электродвигателя. Для восстановления целостности цепи, следует заменить проводники или зачистить обугленные контакты.
Искрение щеток при работе
Обильное образование искр, возникающее в районе коллектора при работе инструмента, может быть связано не только с неисправностью двигателя, но и с дефектом графитовых щеток. В современном мире, данная комплектующая является одной из самых часто заменяемых деталей при ремонте техники, поэтому многие электролобзики имеют специальные пазы для быстрого и удобного съема. Произвести замену можно самостоятельно. Достаточно отсоединить старые щетки от контактов и подключить на их место новые.

Замена штока

Процедура по извлечению испорченного штока с установкой нового, достаточно тривиальна и сводиться к банальному разбору инструмента. В зависимости от конструкции электролобзика, получить доступ к элементу можно путем откручивания передней панели или боковой, если первая отсутствует. Неисправный шток вынимается и на его место ставиться новый. При установке следует обратить внимание на подвижные металлические части, расположенные на основании штока. Их необходимо расположить таким образом, чтобы они попадали в пазы верхнего крепления и металлической рамки служащей основанием штока. Собранную конструкцию, необходимо обильно смазать густой смазкой, такой как литол-24.


Более наглядную демонстрацию замены штока, можно увидеть в нижеприведенном видеоролике про ремонт лобзика фиолент своими руками.

Замена пилкодержателя

Производить замену некоторых видов креплений, гораздо проще чем найти данные детали. Чтобы произвести подобную операцию с колодочными и винтовыми зажимами, не требуется даже раскручивать корпус инструмента. Пилкодержатели такого типа крепятся к концу штока при помощи одного или двух винтов, что позволяет достаточно удобно их поменять. В случае с некоторыми винтовыми креплениями, замена потребует снятия штока для более удобной и надежной фиксации держателя.

В нижеприведенном видео про ремонт электролобзика своими руками, наглядно демонстрируется процесс замены колодочного типа крепления.
Если простыми пилкодержателями дела обстоят относительно просто, то замена быстрозажимного может вызвать некоторые затруднения, особенно у неопытного мастера. Начнем с того, что подобные типы крепления, по расположению рычагов, делятся на радиальные, боковые и фронтальные. Первый вид самый распространенный и запчасти для его ремонта можно найти, но последние 2 являются уникальными, заказать которые можно напрямую у производителя. В случае с радиальным типом крепления, можно приобрести рем комплект и попробовать перебрать его своими силами, но лучше всего будет купить его в собранном виде, вместе со штоком.

Замена щеток

По причине стирания, или сгорания контактов, щетки для лобзика очень часто становятся главными претендентами на замену. В некоторых моделях электроинструментов, такая операция не требует снятия корпуса и происходит банальным откручиванием пары ботов. К сожалению, функция быстрого доступа предусмотрена далеко не на всех моделях, поэтому рассмотрим более распространенный вариант.
В первую очередь, необходимо получить доступ к электродвигателю. Для этого разбираем корпус или снимаем его определенную часть. Далее, в области коллектора, ищем щетки и изучаем принцип их крепления. На разных моделях инструментов, крепления данных элементов может значительно различаться. Где-то они прижимаются металлическими пластинами, где-то защелкиваются специальными рычажками, а бывает и вовсе держаться за счет корпуса инструмента. Сам процесс замены, не представляет из себя какой-то невероятно сложный ремонт электролобзика своими руками. Достаточно аккуратно вытащить дефектные щетки и заменить их на новые, идентичные. Подобный процесс наглядно демонстрируется в следующем видео.

Замена пусковой кнопки

Когда инструмент перестает реагировать на команду подачи энергии, первым делом стоит проверить пусковую кнопку, прозвонив её мультиметром. Убедившись в неисправности элемента, отсоединяем его контакты и вынимаем его из корпуса. На данном этапе, есть 3 варианта развития события:

  • Кнопку можно попробовать разобрать и починить самостоятельно.
  • Соединить провода напрямую и запускать инструмент путем включения вилки в розетку.
  • Поискать подходящую кнопку в специализированных магазинах или рынках, и заменить.

В случае выбора последнего варианта, вся сложность будет в поиске, так как пусковой курок должен быть абсолютно идентичным стандартному. Возможно Вам повезет и необходимый элемент найдется в ближайшем магазине. Все зависит от места и модели инструмента. Процесс установки, полностью соответствует съему, только в обратном порядке. Соединяем провода с контактами и закручиваем корпус устройства.
Если Вы хотите произвести ремонт кнопки электролобзика самостоятельно, рекомендуем ознакомиться с нижеприведенным видеороликом, в котором данный процесс демонстрируется очень подробно.

Профилактика инструмента

Продолжительный срок службы и неизменная эффективность инструмента, зависят не только от особенностей его эксплуатации, но и от своевременного ухода за его механизмом. Регулярные профилактические мероприятия существенно снизят износ деталей, уменьшив вероятность серьезных поломок.
Проведение подобной процедуры, потребует лишь отвертки, куска ветоши для отчистки и немного консистентной смазки. Весь процесс занимает не более часа и заключается в разборке электролобзика и аккуратной отчистке его деталей. Наиболее тщательно необходимо отчищать и смазывать узел редуктора и штока. Проводить профилактику, следует по мере загрязнения инструмента, исходя из частоты его использования.
статья из рубрики Рейтинг

Пилкодержатели для электролобзиков делятся на 2 вида. Каждый из них обладает своими достоинствами и недостатками. При покупке предварительно рекомендуется узнать, какие есть виды и особенности пилок для электролобзиков.

Виды пилок для электролобзика

Выбор пилки для электролобзика требует пристального внимания. Необходимо учитывать материал, вид работы, требования, предъявляемые к резу и т.д.

Типы хвостовиков пилок

Тип хвостовика — один из главных параметров. Выделяют 2 основных типа:

  1. Т-образной формы. Тип был внедрен компанией Bosch и получил широкое распространение среди производителей электроинструмента. Часто пилки Т-образной формы называют «бошевскими». Используются в лобзиках практически всех производителей: Makita, DeWalt, Зубр, Skil, Интерскол и т.д.
  2. U-образной формы. Применяется в устаревших моделях американского производства: DeWalt, Stayer, Skil, Black&Decker и т.д.

Существуют пилки с хвостовиками Makita и Bosch, которые применялись в старых моделях оборудования соответствующих производителей. Сейчас они не только не используются, но их сложно найти в продаже.

Размеры

При выборе полотна обращают внимание на его размеры. Выбор зависит от работ и материалов, которые предстоит использовать.

Длина пилы колеблется от 40 до 250 мм. Чем больше параметр, тем толще материал способно обработать устройство. Однако при этом необходимо учитывать характеристики самого оборудования, т.к. оно тоже имеет ограничения по эксплуатации.

Для распиловки заготовок малой толщины следует выбирать короткую оснастку. Она не дает сильной деформации, и рез получается ровным, без заусенцев.

Ширину пилки подбирают в соответствии с выполняемыми операциями. Для прямолинейного реза берут широкие полотна. Они обеспечивают ровный, аккуратный пропил. Для фигурных работ ставят узкие пилки, позволяющие создавать всевозможные изгибы и узоры.

Толщина пилки влияет на получение ровного реза по вертикали. Чем больше параметр, тем меньше вероятность отклонения распила от перпендикуляра. Однако при подборе толщины необходимо учитывать характеристики самого лобзика. Так, не все устройства с быстрозажимной системой крепления могут работать с толстыми пилками.

Разновидности пилок по геометрии режущей кромки

Полотна для электролобзиков отличаются разводкой резцов и геометрией режущей кромки. Чем сильнее отведены зубцы, тем быстрее удастся распилить заготовку. Однако при этом снижается качество реза. Также на выбор геометрии влияет материал, с которым предстоит работать. Различают следующие виды пилок:

  • Фрезерованные с классическим разводом. У таких полотен четные резцы отогнуты в одну сторону, а нечетные — в другую. Такая геометрия помогает снизить нагрев пилки и повысить скорость обработки. Однако при этом страдает качество реза. Предназначены фрезерованные полотна для обработки древесины, полимерных материалов и металлических заготовок.
  • Фрезерованные с волнистым разводом. В данном случае резцы разводят в противоположные стороны не по 1 шт., а сразу по 5-10. При этом зубцы в группе отгибают от оси на разную величину. В результате образуется волнообразная форма кромки. Предназначены такие полотна для чистого реза дерева, пластика, фанеры, ДСП.
  • Шлифованные с классическим разводом. Резцы у пилок по одному отгибаются в разные стороны, после чего шлифуются. После распила получают широкую линию реза средней чистоты. Используют для работы с древесиной, фанерой, ДСП и т.п.
  • С конической шлифовкой без развода. Резцы полотен не разводятся в стороны, а только шлифуются. Такая оснастка дает тонкую линию реза высокой чистоты. Предназначено полотно для распила дерева, пластика и заготовок с ламинированным покрытием.

Классификаця по виду обрабатываемого материала

Пилки для лобзиков классифицируются по материалу, для обработки которого они предназначены. Однако основная функция инструмента — это обработка древесины. Поэтому полотна по дереву являются наиболее распространенными и многочисленными. Они делятся на следующие виды:

  1. Для быстрого распила. Обеспечивают быстрый рез при низком его качестве. Отличительные признаки: максимальная длина пилки — 60 мм, крупные резцы — до 6 мм, большая разводка — около 1 мм.
  2. Для чистого распила. Обеспечивают ровный, без заусенцев распил. Отличаются средним размером резцов (до 3 мм) и малой разводкой. Зубцы могут иметь наклон от лобзика или в его сторону. Для работ по ламинату рекомендуется использовать 2 вариант полотна. Если пилить фанеру электролобзиком, то можно применять любой из вариантов.
  3. Для фигурного распила. Используются для выпиливания кривых, в т.ч. с небольшим радиусом. Часто применяют при резке по фанере. Отличительные признаки пилы для фигурного реза: полотно малой ширины не более 4 мм, резцы — до 2 мм, длина — не более 40 мм, задняя часть со скосом.

Следующий вид пилок предназначен для работ по металлу. Хотя инструмент используется редко для обработки материала, но полотна для работ выпускаются.

Отличительные признаки оснастки: изготовлены из высокопрочной стали, имеют мелкие зубцы размером не более 1 мм и волнообразную разводку. Полотна в свою очередь делятся для работ по алюминию, стали и других цветных металлов.

Выпускаются полотна для обработки стекла и керамики. Для их изготовления используются специальные высокопрочные сплавы, а на режущую кромку наносится напыление из карбида вольфрама. Реже встречается алмазное напыление. Применяют электроинструмент лишь в случае фигурного реза.

Пилочки для гипсокартона и других материалов с абразивными частицами имеют напайки из твердых сплавов на рабочей кромке.

Оснастка для обработки заготовок из мягких материалов напоминает нож. Кромка имеет волнообразную шлифованную поверхность без резцов.

Также производятся универсальные полотна, которые применяются для пиления различных материалов. Для их изготовления применяют быстрорежущую сталь. Рез такими пилками отличается низким качеством.

Как расшифровать маркировку?

Единых требований маркировки полотен для электролобзиков нет, однако многие производители придерживаются норм фирмы Bosch.

Основная информация маркируется в хвостовой части. Первая буква указывает на тип хвостовика (T- или U-образной формы).

Затем идет число, характеризующее длину пилки:

  • 1 — короткая (до 75 мм);
  • 2 — стандартная (от 75 до 90 мм);
  • 3 — удлиненная (от 90 до 150 мм);
  • 4 — длинная (от 150 мм).

Вторая и третья цифры указывают на предназначение полотна.

Затем вновь идет буква, обозначающая габарит резцов:

  1. A — малые;
  2. B — средние;
  3. C и D — большие.

Конечная буква дает дополнительную информацию:

  • F — биметаллические пилки;
  • O — узкое полотно;
  • P — толстое полотно;
  • R — пилки с обратными зубцами;
  • X — пилочки с переменным размером резцов.

Предназначение полотна также характеризует цвет хвостовика:

  1. серый — для дерева;
  2. белый — для дерева и металлических заготовок;
  3. синий — для металлических заготовок;
  4. красный — для пластика;
  5. черный — прочие материалы.

На шейке оснастки указывается марка стали:

  • CV — хромованадиевая (для заготовок из дерева и древесных плит);
  • HCS — высокоуглеродистая (для деревянных и пластиковых заготовок);
  • HSS — быстрорежущая (для металлических заготовок);
  • HM — твердый сплав на основе карбида вольфрама (пилка по кафелю, стеклу, керамики и т.п.);
  • BM (BIM или Bi-Metal) — сочетание HSS и HCS (профессиональная оснастка для реза дерева и металлических заготовок).

На полотне тоже маркируют обозначение, характеризующее предназначение:

  1. Wood — для мягкой древесины и древесноволокнистых плит;
  2. Hardwood — для твердой древесины и панелей с ламинированным покрытием;
  3. Inox — для распила нержавеющей стали;
  4. Alu — для реза алюминия;
  5. Metal — для распила жести, металлических профилей и труб;
  6. Fiber&Plaster — для распила стеклопластика;
  7. Acrylic — для распиловки плексигласа и поликарбоната;
  8. Soft-material — для резки картона, резины и т.п.

Виды пилкодержателей

Различают 2 вида крепления пилки в лобзике: автоматическое и механическое.

Автоматическая быстрозажимная система

При автоматической системе полотно устанавливают в захват хвостовиком и фиксируют с помощью пазов.

Для замены пилки предусмотрен специальный рычаг, благодаря которому не нужно снимать защитный кожух. С помощью регулировочного винта придается требуемое положение пилки.

Достоинствами способа является быстрота и легкость замены, не требующие специальных навыков.

Недостаток — износ деталей, приводящий к снижению качества реза, и сложность ремонта из-за отсутствия запасных частей (особенно для китайского оборудования).

Механический (ручной) способ крепления

При механическом способе крепления замена пилки и регулировка ее положения осуществляется вручную. Такое крепление отличается надежностью, долговечностью, хорошим качеством реза. В случае поломки ремонт обходится дешево. Детали легко найти (подшипники, ролики лобзика Интерскол и т.д.). Недостаток — сложность процесса и наличие навыка правильно вставлять пилку в электролобзик.

Механический способ крепления подразделяется на колодочный и винтовой.

В первом случае держатель пилки для электролобзика выполнен в виде колодки с прорезью, которая зажимается 2 фронтальными винтами.

Такой фиксатор подходит для различных пилок. Однако неравномерное затягивание винтов приводит к перекосу полотна, что сказывается на качестве и скорости реза.

При винтовом зажиме пилка крепится и регулируется при помощи 1 винта. Это обеспечивает правильную установку и качественную работу оборудования.

Сообщества ›
Кулибин Club ›
Блог ›
Инструменты. Ремонт зажима пилки лобзика «DWT».

Сегодня я хочу затронуть очень болезненную для “Кулибинцев” тему, а именно — ремонт электроинструмента.

Лично я давно перестал таскать его в мастерскую по той простой причине, что мне отказывались ремонтировать, ссылаясь на дороговизну ремонта, мол дешевле будет купить новый.
Второй и немаловажный фактор — время ремонта, доходившее до пары недель.
Окончательно меня отворотил от ремонтников последний случай, когда у меня взяли “болгарку” на диагностику, неделю она лежала, ожидая своей очереди, а потом мне была названа сумма чуть ли не в стоимость новой.

Забрал я её, разобрал и руководствуясь подсказками из интернета, выяснил, что сгорел только один якорь, но никак не в паре со статором.
Перезвонив в Харьков, я заказал з/ч и уже через два дня “наслаждался” визгом болгарки.

Нетерпеливые читатели начинают ёрзать, особо нервные уже покинули статью, а зря, потому как я задаю простой вопрос:
-Откуда берутся такие очереди на ремонт?

Да всё оттуда же — современный эл.инструмент, также как и современный автомобиль, представляет собой одноразовое изделие, срок службы которого лишь до окончания срока гарантии.

Отсюда следует облегчение конструкции, минимум меди в обмотках, некачественные комплектующие и прочая, прочая, прочая…
Мне могут возразить насчёт профессионального инструмента, ну-ну, давненько Вы не заглядывали в мастерские, где валяются целые горы “профи”.

Вторая причина кроется в особенностях “мышления” конструкторов.
Когда я вижу, что придумали эти “инженеры”, то всегда вспоминаю незабвенного Михал Михалыча с его “утечкой мозгов”.

Вообще-то данная “утечка” более актуальна для “постСовка”, потому как на “загнивающем” утекать то некуда, не в «солнечный» же Магадан.

Единственное, что там утекло, так это мозги разработчиков из головы в задницу.
Иначе объяснить то, что они “творят”, другими словами тяжело, ибо практически каждый инструмент, сложностью чуть более, чем титановый лом, приходится подгонять под реальные “полевые” условия эксплуатации, либо переделывать, чтобы можно было работать, не боясь травмироваться.

В подтверждение своих слов предлагаю уважаемым “Кулибинцам” почитать, как я отремонтировал электролобзик “DWT”.

Кто-то может возразить, что данный ремонт не по теме сообщества, с чем я категорически не согласен.
Именно наличие всевозможного инструмента и отличает настоящего “Кулибинца” от “попрошайки”, то и дело прибегающего одолжить “на пять минут” инструмент.
Эти “пять минут” могут затянуться очень надолго, кому не приходилось силой забирать СВОЙ инструмент у крохоборов спустя полгода?
А он ещё обижается: Да у тебя этих дрелек три штуки, взял бы другую и работал!

Кретин не понимает, что каждая дрель предназначена для определённой работы, не будете же Вы сверлить сверлом “двойкой” двуручной громадиной мощностью в пару тысяч ватт.

Я по доброте души своей вначался вёлся на слёзы “попрошаек”, но после того, как очередной “рукожЁпник спалил любимую “болгарку”, сделав при отдаче невинные глаза, сразу посылаю в пешее эротическое путешествие в направлении ближайшего иагазина.

Слава Богу, голодные года кончились, деньги у населения есть (особенно на “понты”), а иначе я не работал бы в режиме “non-stop”, а потому:
ИДИ и КУПИ! Не дам!

И пусть на меня после этого смотрят косо, плевал я на их мнение.
Как писал Михаил Александрович в “Поднятой целине”:
— Отдай жену дяде, а сам иди к б…

Итак, Господа Присяжные Заседатели, попался в мои цепкие лапы вот этот вот лобзик.

Как оказалось, сломался зажим пилки.
Это ж какой дебил придумал сделать его из “люминия”?

Сталь, сталь и ещё раз сталь! Инструментальная!
Вот она будет жить и не тужить.

По вполне понятным причинам, подобной марки стали у меня не было, я всё-таки таксист, а не потомственный кузнец, да я к полякам в Улан-Батор не поеду, наконец!
Пришлось обойтись нищебродской Ст.3.

Для начала разобрал лобзик на мелкие составляющие и вытащил саму подвижную планку.
В принципе, этого можно не делать, особенно после прочтения этой статьи.

Затем подыскал в широких штанинах кусок стали толщиной 10 мм.
Меньше не рекомендую, может согнуться зажим, толще тоже не желательно, может не хватить длины винтов М4, а заменить их не так и просто — они калёные.

Примерил его на месте и прсверлил два отверствия 4,2 мм под винты.

Прикрутил зажим к планке и отмерил по пропилам на планке положение пропила.

Снял зажим и зажал в тиски, после чего ножовкой пропилил паз глубиной в 5 (пять) мм.
Болгаркой не советую, можно легко ошибиться.

Затем отрезным диском толщиной в 1 (один) мм, разработал паз, так, чтобы пилка плотно входила в паз.
Делал это не спеша, тому як мав час і натхнення.

Тут выяснилось, что необходимо сделать выемку для фиксатора пилки.

Можно было попробовать выбрать её сверлом диаметром 1 (один) мм, но это дело рисковое, по той причине, что сломать такое миниатюрное сверло ничего не стоит, а потому взял и просверлил с обратной сторны зажима отверствие диаметром 3 (три) мм.
Глубина его такова, чтобы достала до паза и всё.

Окончательно собрав и проведя “пробу пера” на подвернувшейся доске, я убедился, что зажим со своими обязанностями (Хватать и не пущать!) справляется отлично, а раз так, то два часа не только работы, но и глубоких размышлений, не прошли даГом.

Тем, кто уже расслабился в ожидании того, что я заткну свой фонтан, придётся ещё чуток потерпеть.

Если первый “косяк” был вызван тем, что выбор “люминия” для материала зажима был вызван гарантийным сроком службы, то второй случай наглядно демонстрирует тупость конструктора, не имеющего и зелёного понятия, что такое момент приложения силы.

У каждого эл.лобзика пилка в своей средней части имеет заднюю опору.
При наличии отсутствия таковой, нагрузка на место зажима возрастает многократно с последующей поломкой зажима (“ДВТ”) или подвижной планки (“Фиолент”).

У этого лобзика опора представляет собой г-образную конструкцию из штампованной стали толщиной в 1 (один) мм, к которой крепится ролик без подшипника на оси.

Любой здравомыслящий человек понимает, что жить такой конструкции всего да ничего.
Попытка приварить отломившийся кронштейн ничего не дала, он опять отломился и скрылся в не известном направлении. Приходила собака с милицией, но так его и не нашла.

Пришлось мне взять какой-то подшипник с внутренним диаметром 6 (шесть) мм, сделать небольшое крепление и намертво приварить его ( крепление, а не подшипник) к подошве.

Больше проблем с этим лобзиком не было, чего и Вам желаю!

Ремонт лобзика своими руками

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *