Дизельный котел для отопления

Содержание

Существуют разные мнения, относительно того, выгоден ли дизельный котел для отопления частного дома. Чтобы определить, насколько целесообразно и экономично применение дизтопливного котельного оборудования, потребуется провести несложные расчеты и вычисления, а также, рассмотреть общие рекомендации выбора.

Выгоден ли котел на солярке для дома

Выгода отопления дома дизелем, становится очевидной, если рассмотреть основные преимущества:

  • Отсутствие необходимости в разрешительных документах – котельная устанавливается в любом техническом помещении дома. Сама установка, обходится в цену обвязки.
    Для примера – подключение газового котла, должно соответствовать строгим нормам. На оформление разрешений и изготовление проектной документации, потребуется потратить от 60000 до 120000руб. Дополнительные затраты, потребуются на оборудование котельной, подведение газопровода к дому и т.п. Реальная стоимость отопления, складывается не только из затрат на эксплуатацию, но и затрат на подключение.
  • Затраты, непосредственно на само отопление – расчет расхода топлива проводят по формуле, 10 кВт = 1кг солярки/час. Соответственно, для обогрева жилого дома на 100 м2, потребуется 1 кг солярки в час или 24 кг в течение суток. В месяц, необходимо будет затратить уже 720 кг. В течение отопительного сезона, будет потрачено 4320-4500 кг или 5200 литров дизтоплива.
  • Дополнительное обслуживание – принцип работы отопительных бытовых котлов на соляре, связан с использование особого горелочного устройства и топливонасоса. В процессе эксплуатации, нужно менять фильтр тонкой очистки, форсунки. Все это, увеличивает себестоимость отопления.
  • Дополнительные затраты – солярка подается в котел топливным насосом, также, в камеру сгорания принудительно подается воздух – все это требует подключения к электросети.

Дизельный котел, по своей экономичности, уступает классическому теплогенератору, работающему на природном газе. Но, если учесть высокую стоимость получения разрешений и согласований, дизтопливный прибор обогрева, вполне способен конкурировать с котлами, работающими на газе.

Рекомендации по выбору дизельных котлов для загородных домов

Отопительные котлы для дома, на дизельном топливе, представлены в большом ассортименте. Для неподготовленного покупателя, самостоятельный выбор, может стать настоящим испытанием.

Дизельное котельное оборудование для дома, подбирают по нескольким рабочим характеристикам:

  • Тип теплообменника – предлагаются котлы, оснащенные чугунным или стальным теплообменником.
  • Особенности работы – котлы на дизельном топливе для отопления частных домов, загородных коттеджей, выпускаются в классическом варианте, предназначенном для подключения к высокотемпературным системам обогрева.
    Ведущие лидеры в производстве котельного оборудования, разработали котлы конденсационного типа, отличающиеся высоким КПД и экономичностью и работающие с системами обогрева, низкотемпературного типа.
  • Автоматика и блок управления. Дизельные котлы, работают как полностью автономные и независимые тепловые станции. В дополнительной комплектации, предоставляется блок удаленного управления и оповещения. Контроль над рабочими процессами, осуществляется посредством любого мобильного устройства.

Чтобы система отопления индивидуального загородного дома дизельным котлом, была работоспособной, полностью соответствовала техническим характеристикам здания и предпочтениям потребителя, при выборе, обращают внимание на еще четыре важных характеристики:

  1. Количество контуров.
  2. Производительность.
  3. Марку изготовителя.
  4. Стоимость.

Одноконтурный или двухконтурный дизельный котел

Дизельные котлы для отопления и горячего водоснабжения загородного дома, выпускаются с одним и двумя контурами. У каждого устройства есть свои преимущества и недостатки:

  • Одноконтурные котлы – модели большой производительности, предназначенные для подключения к системе отопления. Возможность нагрева горячей воды, не предусмотрена.
    Если впоследствии, потребуется подключение ГВС, в систему отопления встраивают бойлер косвенного нагрева. Преимущество одноконтурных моделей – возможность отапливать большие дома.
  • Двухконтурные котлы – в устройстве предусмотрены контуры ГВС и отопления. В зависимости от производителя, в конструкции используется битермический или раздельный теплообменник.
    Современные модели, оснащаются встроенной накопительной емкостью. Преимущество такой конструкции дизельного котла на солярке, моментальная подача горячей воды потребителю, сразу после открытия крана водоснабжения.

Выбор дизельного котла, основывают на фактической необходимости отапливаемого здания в тепле и горячем водоснабжении. Котлы с одним контуром, устанавливают для домов большой площади, с двумя контурами, используются, если существует необходимость в горячем водоснабжении.

Расчет мощности дизельного котла

Производительность теплогенератора, высчитывается по отапливаемой площади дома. При вычислениях, пользуются формулой, 1 кВт=10 м². В каждом случае, добавляют 15-20% запаса производительности, необходимого, чтобы предотвратить работу теплогенератора на предельных нагрузках.

Для двухконтурных котлов, запас увеличивают еще на 20%. Расчеты котлов, подключаемых к бойлеру косвенного нагрева, выполняются в соответствии с минимальной тепловой мощностью, заявленной производителем накопительной емкости.

Производительности теплогенератора, должно быть достаточно для поддержания плюсовой температуры в доме и одновременного нагрева горячей воды в накопителе.

Какой марки котел на дизтопливе выбрать для дома

  1. Рейтинг котлов, традиционно возглавляет продукция немецких компаний. Выгодно выделяются марки:
    • Buderus Logano серий G125 и G225,
    • Viessmann Vitorondens,
    • Vaillant iroVIT VKO.
  2. Ничем не уступают по качеству, французские котлы:
    • De Dietrich NeOvo EcoNox EFU и GTU.

    Судя по популярности у европейского потребителя, De Dietrich сумели создать серьезную конкуренцию котлам, изготовленным в Германии.

  3. Отечественный покупатель, отдает предпочтение более дешевым маркам, изготовленным в Италии:
    • Fondital Capri серий RTF и RTFD,
    • Nova Florida серий BTF и BTFD, RTF и RTFD.
  4. Корейские:
    • Kiturami серий STSO и Turbo,
    • Olympia OLB.
  5. Существует продукция, сравнительно недавно появившаяся на рынке отопительного оборудования, но уже приобретшая популярность:
    • DanVex B (Финляндия),
    • EnergyLogic EL (США).

Цены на домашние котлы на солярке

Цены на дизельные котлы отопления для частных домов, варьируются, в зависимости от марки, производительности и степени автоматизации работы. Так, немецкие теплогенераторы, являются оборудование «премиум» класса, продаются, начиная с 100-120 тыс. руб. в базовой комплектации. За дополнительное оснащение блоком удаленного управления и другими функциями, придется дополнительно заплатить от 15-20% первоначальной стоимости.

Бытовые котлы на солярке для дома, корейских изготовителей, предлагаются, начиная от 50-80 тыс. руб. На стоимость влияет и дополнительное оборудование: топливонасос, хранилища. Все эти необходимые элементы котельной, приобретаются отдельно. Объемы емкостей, варьируются от 0,5 м³ – 15 м³ и больше.

Требования к дизельной котельной в доме

Монтаж дизельного котла в доме, это сложный технический процесс, требующий квалифицированной помощи. При подключении, учитывают действующие нормативные требования и правила пожарной безопасности. Наладка и обслуживание, осуществляются с использованием специального компьютерного обеспечения.

Организация отопления в частном доме дизельным котлом, выполняется с соблюдением следующих условий:

  • Помещение для котла, выбирают из технических комнат с достаточной площадью, освещением, вентиляцией.
  • Размещение дизельных котельных в жилых загородных домах, осуществляется на негорючем основании. Отделка стен и пола, выполняется при помощи негорючих строительных материалов: керамической плитки, штукатурки.
  • Автоматизация – поддержание температуры в доме, ведется в автоматическом режиме. Участие человека в работе теплогенератора, сводится к минимуму. Обязательно, устанавливается автоматика безопасности, отключающая работу котла, при наличии аварийной ситуации.
  • Вентиляция в котельной, обеспечивается через каналы с естественной и принудительной подачей, и отводом воздуха. Сечение вентиляционного канала, рассчитывают исходя из тройного воздухообмена в течение часа.
  • Хранилище дизельного топлива, устанавливают в отдельно стоящей постройке. В котельной, допускается хранение резервной емкости, с максимальной вместимостью не более 3-5 м³.

Правильная установка дизельного котла в жилом частном доме, основана на понимании рабочих процессов. Горелочное устройство создает сильные шумовые помехи, поэтому, в котельной проводят звукоизоляционные мероприятия.
{banner_downtext}
Дополнительно, устанавливаются ИБП и стабилизатор, обеспечивающие работоспособность системы, даже при перепадах или отключении электроэнергии.

Преимущества и недостатки бытовых котлов на дизельном топливе

Отзывы о дизельных отопительных котлах для частных домов и коттеджей, указывают на одну и ту же проблему. Отечественный потребитель, если и читает инструкцию по эксплуатации, подстраивает работу котла под свои нужды, нарушая рекомендации производителя, что является основной причиной нарушений в работе.

Работоспособность котельного оборудования, зависит от правильной эксплуатации, начиная от точно выставленных настроек и заканчивая необходимостью в регулярном обслуживании. Если правильно отапливать дом дизельным котлом, наблюдаются высокие показатели экономичности и теплоотдачи. Любые нарушения, приводят к перерасходу топлива.

Недостатками считаются:

  • Шумность котлов – как правило, шум не слышен, если проход в котельную закрывается дверью. Устанавливать дизельный котел на кухне или любом смежном с жилыми комнатами помещением, не рекомендуется.
  • Стоимость обслуживания – потребуется регулярно чистить теплообменник и дымоходную трубу от скопившейся сажи. При переходе не другой тип жидкого топлива, а также перед началом отопительного сезона, нужна регулировка горелки. Оптимальное решение, позволяющее сэкономить, заключение договора на постоянное обслуживание.

Преимуществами котлов, считаются небольшие затраты на установку, быстрый ввод в эксплуатацию, отсутствие необходимости в получении разрешений и выполнении согласований.

Самый экономичный котел – это прибор, установленный и работающий в согласии с рекомендациями изготовителя. После монтажа и подключения, представитель компании, проведет инструктаж об использовании теплогенератора.

Опыт эксплуатации показывает, что соблюдение рекомендаций, лучший способ продлить срок службы котла, обеспечить максимальную теплоотдачу и комфортный обогрев жилых помещений.

Монтаж дизельных котлов

  • Монтаж отопления
  • Монтаж котлов отопления
  • Монтаж теплых полов
  • Монтаж котельных
  • Монтаж дымоходов

Компания «ОТОПЛЕНИЕ.РУ» — осуществляет профессиональный монтаж дизельных котлов с 2003 года. Гарантия на выполненные нами работы – не менее двух лет. Минимальные сроки монтажа. Согласование установки дизельного котла с местными службами! Мы члены инженерной СРО «НП «ИСЗС-Монтаж».

Прайс-лист на монтаж дизельных котлов

Наименование работ Пояснения Стоимость
Монтаж дизельного котла Для котлов мощностью от 0 до 30 кВт/ч 12 700
Монтаж дизельного котла Для котлов мощностью от 31 до 60 кВт/ч 15 300
Монтаж дизельного котла от 61 до 100 кВт/ч 17 800
Типы дизельных котов

Дизельные котлы делают из стали или чугуна. Горелочное устройство поставляется обычно отдельно. КПД работы котла во многом зависит от качества горелки. Лучшее сгорание дизельного топлива происходит в горелках «голубого пламени». Самые экономичные модели – это дизельные котлы конденсационного типа. Эти котлы имеют второй, дополнительный теплообменник, который «выжимает» из отходящих газов все воду, превращая улетающий в трубу пар в конденсат.

Установка дизельного котла

Бытовые дизельные котлы можно устанавливать без получения каких – либо разрешений. Дымоход – важная часть дизельной котельной. Используются дымоходы из нержавеющей стали или керамические дымоходы. Для уменьшения шума от работающего дизельного котла можно использовать шумоглушитель дымовых газов, монтирующийся на дымоход. Требования к помещению для монтажа дизельного котла аналогичные требованиям для котельных, работающих на газе.

Напряжение, подаваемое для работы дизельного котла, обязательно должно быть стабилизировано.

Топливное хозяйство

Важным моментом в организации дизельной котельной является место для хранения запаса топлива. Топливные емкости изготавливают из металла или пластмассы. Наиболее экономичный вариант – одностенные топливные емкости блочного типа из пластмассы. Они производятся емкостью от 700 до 2200 литров. Для увеличения запаса топлива можно поставить необходимое количество баков, объединив их в единую систему. Чем мощнее монтируемая котельная, тем больший объем топливохранилища Вам потребуется. Еще один важный элемент дизельной котельной – фильтрация и диаэрация топлива.

Дистанционное управление дизельным котлом

Для экономии дизельного топлива Вы можете установить систему, позволяющую дистанционно менять температуру в здании, отапливаемом дизельным котлом. Вы можете повысить или понизить температуру при помощи сотового телефона. Информация о температуре в здании и состоянии котла доступна для Вашего контроля в любое время.

Выбрать модель дизельного котла Вы можете в каталоге.

Монтаж дизельного котла. Наши гарантии

Мы предоставляем заказчикам двухлетнюю гарантию на монтаж дизельных котлов. В некоторых случаях – гарантия может быть больше!

Как выбрать дизельный котел для отопления частного дома

Жидкотопливные котлы на дизельном топливе занимают около 20% рынка. При наличии надежного электроснабжения и регулярного обслуживания, они крайне надежны и долговечны. Дизельные котлы в среднем имеют более высокий, чем у газовых или твердотопливных, КПД – 90-96%, они не требуют затратной организации газопровода и оформления документов, больших помещений для хранения топлива, после запуска полностью автономны.

Тем не менее, высокая стоимость дизельного топлива является причиной высоких эксплуатационных расходов: выше, чем у газовых и даже твердотопливных, но дешевле, чем у электрических котлов. Нивелировать высокую эксплуатационную стоимость часто получается приобретением дизельного топлива по оптовым ценам или у местных знакомых.

Что собой представляют дизельные котлы отопления

Для чего нужны и как применяются

Дизельный Kiturami Turbo и пластиковый бак для хранения топлива. Подача дизеля осуществляется с помощью топливного насоса.

Основными причинами выбора котлов, работающих на дизтопливе являются:

  • отсутствие в месте проживания газовой магистрали;
  • отсутствие желания в постоянной топке дровами или углем, повышенном уходе и очистке отопительного оборудования, организации хранения больших объемов твердого топлива;
  • наличие свободного доступа к дизельному топливу или возможность приобрести его по выгодной цене (у с/х предприятий, трактористов, водителей КАМАЗов или автобусов);
  • небольшая отапливаемая площадь, в пределах 40-100 м2.

Даже при наличии в жилой зоне газовой магистрали, стоимость подключения к ней (разрешение, проект, материалы и т.д.) достаточно высока. В то же время изначальные расходы на организацию отопления дизельным котлом минимальны: разрешение не требуется, необходим лишь бак для хранения солярки (до 0,8 м3 можно хранить непосредственно в помещении котельной, при отоплении 100 кв. м. этого объема достаточно практически на весь отопительный сезон).

Устройство и принцип работы

Устройство дизельных котлоагрегатов на примере Viessmann Vitorond 200

Дизельные котлы отопления отличаются от газовых лишь горелкой: она оборудована турбонаддувом, который обеспечивает необходимое давление и распыляет топливо по камере сгорания.

Также дизельное топливо перед распылением требует предварительного подогрева, для распыления используются особые форсунки. Такое устройство горелки подразумевает постоянное наличие электропитания, поэтому котлы, работающие на солярке не могут быть энергонезависимыми. В отечественных условиях с высокой вероятностью перебоев электроснабжения рекомендуется дополнительно приобрести дизельный генератор.

В виду различия только в конструкции горелки, распространены универсальные модели газ-дизель, в которых перевод из газа на дизель и обратно производится простой сменой горелки. Модели со сменной горелкой оправданы при временном использовании солярки, когда в будущем планируется подключение к газовой магистрали или наличии свободного, но не постоянного доступа к дизтопливу.

В остальном принцип работы бытовых дизельных котлов стандартный:

  1. Распыляемое форсунками горелки топливо поджигается и сгорает.
  2. Стенки камеры сгорания – это теплообменник, внутри которого находится теплоноситель.
  3. Теплообменник передает тепловую энергию теплоносителю, который естественным или принудительным (с помощью циркуляционного насоса) образом циркулирует по системе отопления.

Специфика эксплуатации

Горелки дизельных отопительных котлов работают довольно шумно, даже при закрытой камере сгорания наполняют пространство запахом дизельного топлива, поэтому для работы котлоагрегата необходимо выделить отдельное помещение-котельную. Требования к помещению применяются такие же, как и при установке газового котла, т.е. в соответствии со СНиП 42-01 и МДС 41.2-2000, а именно:

  • высота потолка – не менее 2,5 м при площади помещения более 4 м2;
  • наличие открываемого окна площадью 0,03 м2 на каждый куб. метр объема помещения + конструкции с пределом огнестойкости не менее REI 45, ограждающие помещение котельной от соседних;
  • перед котлом должно оставаться свободное пространство в 1 метр;
  • двери шириной не менее 80 см и нижним зазором не менее 2 см;
  • приточная вентиляция из расчета – не менее 8 см2 на каждый кВт мощности котла, из соседних помещений — не менее 30 см2/кВт.
  • подключение котла к электросети производится отдельным трехжильным кабелем (как правило, идет в комплекте), через отдельное УЗО (номинал которого всегда указан в паспорте котла).
  • наличие в котельной отдельной шины заземления, к которой в дальнейшем подключается корпус котла. В целом заземление дизельного котла производится аналогично газовому.

Организация котельного помещения с емкостью для хранения топлива.

Емкость для хранения топлива устанавливается так же в котельной. При объеме свыше 0,8 м3 ее необходимо вынести наружу, но стоит учитывать, что при этом выбор дизельных моделей сильно сужается: топливный насос котла должен обладать соответствующей мощностью всасывания. В качестве емкости используются специальные баки для хранения дизеля, обычно из крепкого пластика, устойчивого к агрессивным жидкостям и внешним воздействиям.

Для наружного хранения применяются 2 варианта: совокупность пластиковых баков, соединенных трубопроводом или подземная пластиковая/металлическая цистерна (по типу газгольдера).

При наземном хранении нужно обязательно утеплить баки и трубопровод, поскольку уже при +5°С вязкость дизтоплива возрастает, что усложняет его транспортировку и увеличивает нагрузку на топливный насос. Не рекомендуется размещать емкости под прямыми солнечными лучами. Также можно использовать морозостойкую солярку, но стоимость использования такого топлива попросту неоправданна.

Наиболее выгодным и распространенным является подземный вариант хранения, поскольку слой земли обеспечивает стабильную температуру как в жаркие дни, так и в морозы. Кроме того пожароопасность подземной цистерны минимальна, а стоимость организации часто выгоднее, чем в надземном варианте.

Большинство дизельных котлов имеют камеру сгорания закрытого типа, поэтому для отвода продуктов сгорания достаточно недорогого коаксиального (бокового) дымохода, диаметр которого должен соответствовать отводящему патрубку котла. Единственный нюанс – дымоход необходимо располагать под небольшим углом, во избежание попадания конденсата, образующегося в дымоходе, обратно в котел.

Образование конденсата – естественный процесс, явление также называют точкой росы, ее значение обычно на 7-10 градусов ниже температуры отходящих газов (например, при температуре дыма 85°C, точка росы – 78°C). Поэтому при охлаждении в наружной части дымохода образуется опасный для металлических компонентов котла конденсат.

Помимо размещения дымохода под наклоном в 2-3 градуса, образование можно предотвратить утеплением наружной части дымохода. Образование конденсата характерно лишь конвекционным моделям, у конденсационных котлов температура отходящих газов практически соответствует атмосферной.

Расход дизельного топлива

Удельная теплота сгорания 1 л. дизельного топлива – 10 300 кКал или 11,9 кВт. Это значит, что для получения 1 кВт тепловой энергии, необходимо сжечь 0,084 л. солярки. Также стоит учитывать КПД, который, в зависимости от модели, в среднем составляет 90-95%, это значит, что около 5-10% тепловой энергии не передается теплоносителю.

Итого, по приблизительным расчетам, расчетам расход топлива дизельным котлом = Мощность котла, кВт / 10.

Зачастую показатели уже указаны в паспорте котла. Например, известный бюджетный Kiturami TURBO 13R (13 кВт) при КПД 86% потребляет 1,97 кг/час или 2,25 л/час. Однако это лишь при непрерывной работе на полную мощность. На практике котел в среднем активен всего 1/3 времени, поэтому результат можно смело уменьшать в 2-3 раза.

Например, согласно отзывам владельцев домов площадью 100-120 м2, Kiturami TURBO 13R потребляет от 5 до 7,5 литров дизельного топлива в сутки, в зависимости от степени утепленности дома, настроек температуры и активности использования ГВС.

Отзывы о котлоагрегатах, работающих на солярке: преимущества и недостатки

Преимущества Недостатки
Высокая автономность – после запуска котел абсолютно не требует внимания и способен работать неделями, необходимо лишь обеспечить необходимое к-во топлива Высокая стоимость топлива – при покупке на АЗС или даже по оптовым ценам, заказав бензовоз
Высокая надежность – дизельные имеют один из наиболее высоких сроков службы, в среднем 10-14 лет (при стальном теплообменнике) и более (при медном или чугунном) Все модели исключительно энергозависимые – для работы котла необходимо обеспечить непрерывное электроснабжение
Высокий КПД – в среднем 90-95%, хотя у бюджетных моделей все так же встречаются показатели 85-89% Повышенная шумность – шум от работы горелки ощутим не только при розжиге, но и на протяжении работы
Доступность топлива в любом регионе страны Необходимость в отдельном помещении под котельную – не только из-за шума, но и из-за запаха
Более простой и бюджетный процесс установки, нет необходимости в получении разрешения и согласовании проекта Практически все модели – напольные
Практически все модели оборудованы защитой от перегрева и замерзания, остановки циркуляционного насоса

Как выбрать дизельный котел отопления для частного дома

Конвекционный или конденсационный

Принцип работы обычного конвекционного и конденсационного котлов.

Эффективность, а значит и экономность, дизельного отопительного котла зависит от способа использования высвободившейся при сгорании дизтопива тепловой энергии:

  • конвекционный – стандартный тип котла, в котором теплоноситель нагревается за счет прямого сгорания топлива, часть тепла при этом уходит с продуктами сгорания (температура отходящих газов порядка 75-110°C);
  • конденсационный – современное устройство котла, подразумевающее наличие дополнительного теплообменника, извлекающего тепло из конденсата, который в свою очередь образуется из отходящих в дымоход продуктов сгорания. Таким образом, удается аккумулировать практически все полученное при сжигании тепло (температура отходящих газов в среднем 35-45°C).

В итоге, эффективность конденсационных котлов на 15-20% выше, однако и стоимость таких моделей в 1,5-3 раза выше: как правило от 100 тыс. руб. Поэтому окупаемость такой технологии зависит от объемов сжигаемого топлива.

Настенный или напольный

В виде больших габаритов горелки и большего веса котлоагрегата в целом, дизельные котлы, как правило, – напольные. Существуют и настенные модели, например, шведский CTC 950 RU. Однако на данный момент рассматривать их к покупке мы не рекомендуем: найти их в продаже сложно, стоят навесные модели в 1,5-2 раза дороже напольных аналогов, а сервисная структура часто не столь развита даже в Москве и МО, не говоря уже о регионах.

Одноконтурный или двухконтурный

Наглядный принцип работы двухконтурных котлов с приоритетом горячего водоснабжения (ГВС).

Одноконтурные модели рассчитаны исключительно на отопление. Двухконтурные же имеют дополнительный контур горячего водоснабжения (ГВС) и при открытии крана в точке потребления начинают подогревать санитарную горячую воду, которая не смешивается с технической в контуре отопления. Разумеется, выбор зависит от требований к котлу.

На первый взгляд лучше выбрать одноконтурный котел, поскольку стоимость топлива и так высока. Однако эффективнее все же двухконтурные модели, это подтверждается и значительно большим спросом на них. Стоимость двухконтурного котла бюджетной и средней ценовой категории лишь на 5-15% выше, в то время как для организации в доме горячего водоснабжения иным способом понадобится от 15 до 50 тыс. руб, а стоимость электроэнергии, которая будет затрачиваться на подогрев выше, чем стоимость дизельного топлива.

Материал теплообменника

Теплообменник является ключевым элементом, от материала его изготовления зависит не только эффективность, но и долговечность котла, заменить его частично невозможно, а полноценный элемент стоит дорого. Так, теплообменник может быть:

  • стальной – наиболее простой, легкий и недорогой в производстве, устанавливается на все бюджетные и некоторые модели среднего ценового сегмента. Стальной теплообменник тонкий и наиболее всего подвержен коррозии, даже при наличии антикоррозийного покрытия он редко служит более 12-14 лет. Тем не менее, стальной теплообменник более устойчив к перепадам температур и механическим ударам, быстро нагревается (но также быстро и остывает).
  • медный – более дорогостоящий в производстве, но более теплопроводный и более устойчив к коррозии. Срок службы медных теплообменников до 15-17 лет (и более).
  • чугунный – наиболее тяжелый и толстый, практически неуязвим к коррозии. Чугунные теплообменники долго нагреваются, но и значительно дольше удерживают тепло, срок их службы – более 25 лет. Помимо тяжести, недостатком является уязвимость к перепадам температур и механическим воздействиям, попросту говоря, сплав достаточно хрупкий (за исключением дорогих сплавов серого чугуна).

Открытая или закрытая камера сгорания

От типа камеры сгорания зависит экологичность котла, требования к вентиляции и выбор дымохода:

  • открытая камера сгорания – классическая и наиболее распространенная у газовых и тт аналогов, однако не всегда оправдана для дизельных котлов. Воздух, необходимый для сжигания топлива, в открытой камере сгорания забирается из помещения, через отверстия в корпусе котла, а выхлоп отводится через классический вертикальный дымоход. Это значит, что помимо организации более сложного дымохода, необходима качественная вентиляция помещения, также стоит упомянуть, что сажеобразование и загрязнение котла с открытой камерой сгорания выше.
  • закрытая камера сгорания – ей оснащены большинство моделей. Для организации работы достаточно более простого и бюджетного коаксиального дымохода. Забор воздуха происходит через внутреннюю трубу дымохода, а выхлоп – через внешнюю. Помещение при таком принципе работы загрязняется меньше, хотя характерны запах солярки все равно присутствует.

КПД

Коэффициент полезного действия (КПД) – это соотношение объема потребляемого топлива к объему выделяемого и аккумулируемого теплоносителем тепла, т.е. эффективность отопительного котла. Если для газовых или твердотопливных котлов КПД – не самый важный показатель, то для дизельного, в виду дороговизны каждого лишнего литра топлива, это весомый критерий выбора.

Как уже говорилось ранее, среднестатистическим показателем является значение 90-95%. Тем не менее есть отличные модели известных производителей Kiturami и Navien с КПД 86-89%. Несмотря на более низкую эффективность, они имеют крайне низкую изначальную стоимость, известны надежностью и простотой обслуживания, имеют развитую сервисную структуру и легкодоступные запасные элементы.

Модели с КПД ниже 86% рассматривать не имеет смысла, иначе из-за неэффективного преобразования энергии стоимость их эксплуатации будет сравнима с электрокотлами.

Минимально необходимая мощность

Для стандартного неутепленного дома с кладкой в 2 кирпича и высотой потолков 2,7 м, находящегося в климатической зоне Подмосковья, необходимая мощность рассчитывается довольно просто: 1 кВт на каждые 10 м2 отапливаемой площади. Также мы рекомендуем закладывать запас мощности в 15-20%.

Например, для дома площадью 150 м2, минимально необходимая мощность дизельного котла = 150:10*1 * 20% = 18 кВт. Обратите внимание, что переусердствовать с мощностью также нежелательно, котел будет слишком часто тактовать, что приведет к более быстрому износу.

Как точно рассчитать необходимую мощность котла
Индивидуальный расчет, формула и корректирующие коэффициенты

Дополнительные критерии

Определившись с основными критериями, можно обратить на такие особенности, как:

  • наличие тепло- и шумоизоляции – дополнительный слой теплоизоляции снижает теплопотери через сам корпус котла и повышает КПД, а звукоизоляция избавит от шумной работы горелки, что особенно важно, если между котельной и жилым помещением тонкие стены;
  • функционал автоматики – наличие автодиагностики, режимов отопления, возможности программирования работы на сутки или неделю вперед, наличие или возможность подключения внешнего термостата, погодозависимого управления.

Лучшие известные производители и модели: характеристики и цены

Kiturami Turbo 13R

Наиболее распространенный и проверенный временем корейский двухконтурный дизельный котел мощностью 13 кВт (существуют версии и другой мощности). Поскольку котел находится в бюджетной ценовой категории, теплообменник у него стальной, хотя вторичный (для ГВС) – медный. Несмотря на КПД 86% и расход до 1,97 кг/час (2,25 л/час), модель популярна благодаря своей надежности, широкому функционалу автоматики и доступной ценой, одной из самых низких на рынке.

Главным преимуществом является наличие в заводской комплектации комнатного термостата, с помощью которого можно более точно и удобно регулировать температурный режим (что влияет и на экономичность). Также автоматика имеет различные режимы отопления, автодиагностику, защиту от перегрева и режим предотвращения замерзания.

Стоимость: 29 000-33 500 руб.

Navien LST-17KG

Еще один распространенный корейский двухконтурный котел на дизтопливе мощностью 17 кВт. Оснащен стальным теплообменником. Отличается более высоким КПД 90% и более низким расходом – 1,93 кг/час (2,2 л/час). Модель все так же оснащена дистанционным управлением через комнатный термостат. Весомым преимуществом является наличие возможности программирования работы котла, что позволяет существенно снизить расход топлива, например, запрограммировав снижение температуры до 15°C на время отсутствия хозяев дома (работа, отдых, поездки).

Согласно отзывам владельцев и практике монтажа, за более, чем 6 лет работы данных моделей, не наблюдалось практически не единой неисправности.

Стоимость: 33 200-35 000 руб.

De Dietrich EFU 22 (B-Control)

Один из лучших дизельных котлов для отопления частного дома, особенно площадью более 200 м2. Это французская низкотемпературная одноконтурная модель мощностью 22 кВт. Отличается долговечным чугунным теплообменником и высоким КПД – до 97,3%. Котел соответствует наиболее высоким экологическим нормам, на практике работает практически бесшумно (благодаря теплообменнику с трехходовым удалением газов и звукоизоляции). Имеет функциональные органы управления, автоподжиг, возможность подключения внешнего термостата (в комплекте его нет). Единственными недостатками являются большой вес (185 кг) и высокая стоимость.

Обратите внимание, что котел имеет открытую камеру сгорания и атмосферную горелку, поэтому нуждается в естественной вентиляции через классический вертикальный дымоход.

Стоимость: 116 000-135 000 руб.

Ferroli ATLAS 32

Универсальная итальянская одноконтурная модель со сменной горелкой (дизель – горелка SUN G, газ – SUN M) мощностью 32 кВт. Отличается высокой надежностью и КПД до 94,3%, а также долговечным чугунным теплообменником. Имеется защита от перегревания и замерзания, возможно подключение внешнего термостата. Работает котел практически бесшумно, но имеет открытую камеру сгорания. Явных недостатков за опыт монтажа и эксплуатации выявлено не было.

Стоимость: 53 500-61 000 руб. + горелка Ferroli SUN G – 25-29 тыс. руб.

Lamborghini AXE 3 32

Еще один итальянский универсальный одноконтурный котел со сменной горелкой (газ-дизель) мощностью 32 кВт. Практически не отличается от предыдущего аналога, оснащен таким же чугунным теплообменником с трехходовым отводом газов, известен надежностью, имеет стильный дизайн. Тем не менее, имеет более низкий КПД 91,6% и более ограниченный функционал (подключение внешнего управления возможно). Под корпусом имеется слой теплоизоляции, также можно отметить простоту эксплуатации и обслуживания.

Стоимость: 51-65 тыс. рублей + горелка Lamborghini Fire 3 – 22 600-27 000 руб.

Цены: итоговая таблица

Модель Мощность, кВт К-во контуров КПД, % Цена, руб.
Kiturami Turbo 13R 13 двухконтурный 86 29 000
Navien LST-17KG 17 двухконтурный 90 33 000
De Dietrich EFU 22 (B-Control) 22 одноконтурный 97,3 116 000
Ferroli ATLAS 32 32 одноконтурный 94,3 80 000
Lamborghini AXE 3 32 32 одноконтурный 91,6 74 000

Монтаж и подключение

Процесс установки дизельных котлов не отличается от газовых или твердотопливных аналогов и проводится в соответствии со СНиП 41−01−2003 «Отопление, вентиляция и кондиционирование» и СП 7.13130.2009 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Противопожарные требования». Осуществляются работы при температуре не ниже +5°C.

Обвязка котла также не отличается от используемой при монтаже аналогов, пример классической схемы подключения к системе закрытого типа показан на фото ниже.

Схема подключения дизельного котла к системе отопления закрытого типа.

Все габаритные и присоединительные размеры а также подробный алгоритм монтажа всегда описаны в инструкции по эксплуатации котла, на сегодняшний день электронную копию инструкции любой из моделей можно найти в интернете. Обратите внимание, что монтаж, регулировку и первый запуск должен проводить сертифицированный специалист, который поставит соответствующий штамп в паспорте котла: без него большинство производителей отказываются от гарантийных обязательств.

Техническое обслуживание

Особенностью котельного оборудования на любом топливе является образование сажи внутри камеры сгорания и дымохода, образование накипи внутри теплообменника, засорение форсунок и топливного фильтра, все это не только снижает КПД на 25-30%, но и может привести к более серьезным неисправностям. Поэтому регулярное техническое обслуживание заключается исключительно в осмотре и чистке, проводить его можно не только по вызову специалистов, но и самому, гарантия при этом остается актуальной.

Регулярность проведения – не реже раза в 3-5 лет, мы рекомендуем производить чистку котла раз в 1-2 отопительных сезона и промывку теплообменника каждые 4 года.

  1. Чистка и промывка теплообменника. При использовании в качестве теплоносителя жесткой неочищенной воды, на внутренних стенках теплообменника образуется накипь и прочие солевые отложения, которые снижают его сечение и теплопроводность. Очистить его можно механическим способом, с помощью раствора лимонной или соляной кислоты или не снимая с котла, методом гидродинамической промывки. Подробный алгоритм очистки теплообменника мы уже описывали ранее, он является одинаковым для котлов на любом топливе. Сажа и ржавчина внутри секций чугунного теплообменника.
  2. Очистка горелки, камеры сгорания и внешних стенок теплообменника. В процессе эксплуатации на этих элементах образуется сажа, задерживается мусор и пыль из помещения, слой хотя бы в 0,5 см снижает КПД более, чем на 10%. Процесс очистки также не отличается от аналогов, за исключением другой конструкции горелки (его мы также описывали ранее).
  3. Очистка или замена топливного фильтра. Топливный фильтр устанавливается далеко не во многих моделях дизельных котлов, но является крайне важным компонентом, поскольку от качества очистки топлива зависит и степень сажеобразования, и срок службы котла. А учитывая качество отечественной солярки фильтр тонкой и даже грубой очистки, их регулярная чистка или замена – просто необходимость.

Наиболее частыми последствиями отсутствия регулярного обслуживания являются:

  1. Паразитное пламя. Логика заключается в получении сигнала с датчика ионизации о горении до того, как плата отдает сигнал на открытие топливного клапана / работы форсунок. Для решения проблемы достаточно очистить все компоненты горелки. Редко причиной может стать попадание на электронную плату управления жидкости.
  2. Котел сильно дымит. Классическое последствие засорившихся форсунок: по причине отсутствия топливного фильтра или в процессе сажеобразования. В открытых камерах сгорание засорение также может произойти вследствие пыльности помещения или проведения ремонтных работ. Для решения проблемы достаточно снять горелку, аккуратно очистить и продуть форсунки. Расположение форсунки в дизельной горелке.

Где купить жидкотопливный дизельный котел отопления для частного дома

В Москве и МО

В Санкт-Петербурге

Услуги Топливо для коттеджей

  • Дизельное топливо
    • Топливо дизельное Евро-5 Сорт С / Е / F
    • Условия налива Базис отгрузки Плотность
      кг/литр
      Стоимость тонны Стоимость литра Паспорт качества Свежее фото
      Московский НПЗ (г. Москва) 0.835 47150 39,37
      ВЛПДС (Константиново, МО) ГПН 0.845 47150 39,84
      ВЛПДС (Константиново, МО) Карта 0.845 47400 40,05
      НБ Союз (г. Сергиев-Посад, МО) Сорт F (СТО) 0.836 46200 38,62
      НБ Мячково (Верхнее Чулково, МО) 0.845 47900 40,48
      НБ ОКА-Центр (г. Серпухов, МО) 0.845 47200 39,88
      НБ Истринская (с. Лучинское, МО) 0.845 47200 39,88
      ЯНОС (г. Ярославль) 0.845 47500 40,14
      Брянск ЛПДС 0.845 46300 39,12
      Воронеж ЛПДС 0.845 46500 39,29
      ПНС (п. Колодезный, Воронежской обл.) 0.845 46500 39,29
      Белгород ЛПДС 0.845 47200 39,88
      Никольское-1 ЛПДС 0.845 46300 39,12
      НБ Траст-Контракт (Тверь) 0.845 47400 40,05
      НБ Эдельвейс 95 (Краснодарский край) 0.845 48700 41,15
      НБ Дин-Юг-Ойл (Краснодарский край) 0.845 49200 41,57
      НБ Ваи-Гарант (Краснодарский край) 0.845 49200 41,57
      НБ НПК (Энем, г. Краснодар) 0.845 49200 41,57
      НБ Кореновскагрохимия (Краснодарский край) 0.845 49200 41,57
      НБ Полтавская (Краснодарский край) 0.845 48700 41,15
      НБ Флэш Энерджи (г. Азов, Ростовская обл.) 0.845 48500 40,98
      НБ Веста (г. Шахты, Ростовская обл.) 0.845 48500 40,98
      НБ ИП Жуков (г. Волгоград) 0.845 47200 39,88
    • Топливо дизельное Евро-5 ЗИМНЕЕ
    • Условия налива Базис отгрузки Плотность
      кг/литр
      Стоимость тонны Стоимость литра Паспорт качества Свежее фото
      НБ Союз (г. Сергиев-Посад, МО) ДТ-З-К5 кл.1 0.83 43400 36,02
      НБ Электросталь 0.83 43400 36,02
      НБ Часцы (Одинцово, МО) 0.83 44100 36,6
      НБ Рострейд (г. Серпухов, МО) 0.835 44200 36,91
      НБ Истринская (с. Лучинское, МО) 0.845 43700 36,93
      НБ Ногинская (г. Ногинск, МО) 0.835 44000 36,74
      НБ Машково (дер. Марусино, МО) 0.835 43400 36,24
      НБ Мячково (Верхнее Чулково, МО) 0.842 44900 37,81
    • Джет А-1 Первый Завод (аналог дизтоплива)
    • Условия налива Базис отгрузки Плотность
      кг/литр
      Стоимость тонны Стоимость литра Паспорт качества Свежее фото
      Первый Завод (г. Калуга) 0.835 37300 31,15
    • Топливо ароматическое смесевое 1-й НПЗ (аналог ДТ)
    • Условия налива Базис отгрузки Плотность
      кг/литр
      Стоимость тонны Стоимость литра Паспорт качества Свежее фото
      Первый Завод (г. Калуга) 0.835 37300 31,15
      НБ Контракт (г. Электросталь, МО) 0.84 38200 32,09
      НБ Белые Столбы (МО) 0.84 38800 32,59
      НБ Мячково (Верхнее Чулково, МО) 0.84 38800 32,59
      НБ Энергия (пос. Улыбышево, Владимирская обл.) 0.84 38700 32,51
      НБ ВМ (пос. Кудьма, Нижний Новгород) 0.84 39700 33,35
      НБ Платоновская (г. Тамбов) 0.84 38200 32,09
      НБ Газспецстрой (г. Воронеж) 0.84 38200 32,09
      НБ Омск2 (г. Воронеж) 0.84 38200 32,09
      НБ Аллегро (г. Воронеж) 0.84 38200 32,09
      НБ Профит (г. Белгород) 0.84 38200 32,09
    • ВАП марки А Менделеевский НПЗ (аналог дизтоплива)
    • Условия налива Базис отгрузки Плотность
      кг/литр
      Стоимость тонны Стоимость литра Паспорт качества Свежее фото
      НПЗ им. Д.И. Менделеева 0.835 36400 30,39
    • Джет А-1 Марийский НПЗ (аналог дизтоплива)
    • Условия налива Базис отгрузки Плотность
      кг/литр
      Стоимость тонны Стоимость литра Паспорт качества Свежее фото
      Марийский НПЗ (с. Табашино, респ. Марий Эл) 0.82 39000 31,98
      НБ ОКА-Центр (г. Серпухов, МО) 0.85 44700 38
      НБ Рострейд (г. Серпухов, МО) 0.85 44700 38
      НБ ВМ (пос. Кудьма, Нижний Новгород) 0.85 44700 38
    • Дизельная технологическая фракция ТАНЕКО (а-г ДТ)
    • Условия налива Базис отгрузки Плотность
      кг/литр
      Стоимость тонны Стоимость литра Паспорт качества Свежее фото
      ТАНЕКО НПЗ (г. Нижнекамск, респ. Татарстан) 0.83 44000 36,52
      НБ Белые Столбы (МО) межсезонный 0.85 43000 36,55
    • Дистиллят газового конденсата Славянск (аналог ДТ)
    • Условия налива Базис отгрузки Плотность
      кг/литр
      Стоимость тонны Стоимость литра Паспорт качества Свежее фото
      ФН летнаяя НПЗ (г. Славянск-на-Кубани) 0.85 39900 33,92
      ФН межсезонная НПЗ (г. Славянск-на-Кубани) 0.85 40400 34,34
      НБ Машково (Марусино, МО) 0.85 40200 34,17
      НБ Белые Столбы (МО) 0.85 41700 35,45
    • Газойль низкозастывающий Шахты (аналог дизтоплива)
    • Условия налива Базис отгрузки Плотность
      кг/литр
      Стоимость тонны Стоимость литра Паспорт качества Свежее фото
      НБ Машково (Марусино, МО) 0.85 39700 33,75
      НБ ОКА-Центр (г. Серпухов, МО) 0.85 40700 34,6
      НБ Рострейд (г. Серпухов, МО) 0.85 40700 34,6
      НБ Траст-Контракт (г. Тверь) 0.85 38700 32,9
      НБ Энергия (пос. Улыбышево, Владимирская обл.) 0.85 38700 32,9
      НБ Тэкра (г. Тамбов) 0.85 38200 32,47
    • Топливо для бытовых котлов Антипинск НПЗ (а-г ДТ)
    • Условия налива Базис отгрузки Плотность
      кг/литр
      Стоимость тонны Стоимость литра Паспорт качества Свежее фото
      НБ Электросталь (г. Электросталь, МО) 0.825 37700 31,1
      НБ Дорохово (г. Одинцово, МО) 0.85 41200 35,02
      НБ ОКА-Центр (г. Серпухов, МО) 0.85 41200 35,02
      НБ Истринская (с. Лучинское, МО) 0.85 41200 35,02
      НБ Машково (Марусино, МО) 0.85 41200 35,02
    • Атмосферный газойль ЭкоТОН (аналог дизтоплива)
    • Условия налива Базис отгрузки Плотность
      кг/литр
      Стоимость тонны Стоимость литра Паспорт качества Свежее фото
      НПЗ ЭкоТОН (р.п. Светлый Яр) 0.825 38500 31,76
      НБ Тэкра (г.Тамбов) 0.825 38200 31,52
    • Газойль тяжелый Вид I Новоспасский (аналог ДТ)
    • Условия налива Базис отгрузки Плотность
      кг/литр
      Стоимость тонны Стоимость литра Паспорт качества Свежее фото
      НПЗ НС-Ойл сера 0,1 (р.п. Новоспасское, Ульяновская обл.) 0.845 38500 32,53
    • Топливо высоковязкое Вид 2 Николаевка (аналог ДТ)
    • Условия налива Базис отгрузки Плотность
      кг/литр
      Стоимость тонны Стоимость литра Паспорт качества Свежее фото
      НПЗ Самаратранснефть-Терминал (Самар.обл/Николаевка) 0.83 39500 32,79
    • Керосино-газойлевая фракция (аналог дизтоплива)
    • Условия налива Базис отгрузки Плотность
      кг/литр
      Стоимость тонны Стоимость литра Паспорт качества Свежее фото
      НПЗ Сельхозхимия-31 (Белгородская область) 0.845 37000 31,27
    • Топливо низкозастывающее Ильский НПЗ (аналог ДТ)
    • Условия налива Базис отгрузки Плотность
      кг/литр
      Стоимость тонны Стоимость литра Паспорт качества Свежее фото
      Ильский НПЗ (ТН) 0.835 39700 33,15
    • Широкий нефтяной дистиллят ШНД 80/35 (аналог ДТ)
    • Условия налива Базис отгрузки Плотность
      кг/литр
      Стоимость тонны Стоимость литра Паспорт качества Свежее фото
      Каменский НПЗ п. Чистоозерный 0.83 38500 31,96
    • Дизельное топливо для котельной
    • Условия налива Базис отгрузки Плотность
      кг/литр
      Стоимость тонны Стоимость литра Паспорт качества Свежее фото
      *Тяжелый вакуумный газойль (печное топливо)* 0.91 16500 15,02
      *Высокоароматический продукт марки А (ВАП) Менделеевский НПЗ (аналог дизтоплива)* 0.835 36400 30,39
      *Топливо ароматическое смесевое (ТАС) Первый Завод (аналог дизтоплива)* 0.835 37300 31,15
      *Газойль низкозастывающий Шахты (аналог дизтоплива)* 0.85 40700 34,6
      *Топливо низкотемпературное для бытовых котлов (ТНБК) Антипинский НПЗ (аналог дизтоплива)* 0.85 41200 35,02
      *Дистиллят газового конденсата Славянск (аналог дизтоплива)* 0.85 41700 35,45
      *Дизельная технологическая фракция ДТФ ТАНЕКО (аналог дизтоплива)* 0.85 43000 36,55
      *Джет А-1 Марийский НПЗ (аналог дизтоплива)* 0.85 44700 38

Дизельный котел отопления: принцип действия, обзор

Установка системы автономного отопления – нелегкая задача. Необходимо рассмотреть все возможные варианты топливных котлов, отсечь неприемлемые. Потом, из оставшихся, выбирать самый подходящий, то есть, обеспечивающий ваши запросы и потребности по максимуму. Достаточно популярны в некоторых регионах котлы на солярке. Их называют еще дизельными или жидкотопливными.

Достоинства

Один из вариантов отопления частных домов – котел на дизельном топливе. Система привлекательна по нескольким причинам:

  • Оборудование недорогое. Дешевле могут быть только котлы на ТЭНах, да и то не все. Но недороги только самые простые котлы с одноступенчатой горелкой. Стоимость более сложных моделей с высокопроизводительными моделируемыми горелками уже немалая. Зато такое оборудование более экономично и имеет гораздо более продолжительный срок эксплуатации.
  • Установить дизельный котел для дома можно без согласования в пожарной инспекции (это требуется, но практически не выполняется, как и в случае с твердотопливными котлами).
  • При установке не обязательно делать полноценный дымоход. Специфика устройства котла на солярке такова, что продукты горения под приличным давлением улетают в невысокую трубу. Для отвода дыма необходимо вывести сэндвич трубу от котла в стену, затем немного ее поднять, верхушку оснастить металлическим зонтом, чтобы не попадали внутрь осадки. Вот и весь дымоход.

    Котлы на жидком топливе бывают бытовые и промышленные

Современные котлы имеют автоматику, которая следит за работой системы. Но оставлять такие котлы без присмотра можно часов на 8-12. Более продолжительное отсутствие возможно при настроенной системе оповещения. Такая возможность есть у современной автоматики. В этом случае при возникновении аварийных ситуаций (погас котел и т.п.) на указанный номер телефона приходит СМС сообщение о возникшей проблеме. Стоит это оборудование немало. К тому же, если вы планируете использовать котел на солярке для дачи, будьте готовы, что несколько раз отопительный сезон вам придется наведаться на участок, чтобы запустить остановившуюся систему. Достаточно часто забиваются горелки, пропадает электричество или случаются другие нештатные ситуации, из-за которых котел отключается.

Недостатки котлов на солярке

Недостатков у котлов на светлом печном топливе (так правильно называть его) немало:

  • Для установки требуется отдельное помещение, отвечающее определенным требованиям.
  • Нужен немалый резервуар для солярки. В него желательно перед сезоном залить всю норму на сезон. Имея некоторые данные, можно просчитать расход топлива дизельного котла на отопление. Если основываться на общепринятых усредненных нормах расчета мощности отопительного оборудования, на обогрев здания в 150 м2 требуется котел на 15 кВт (в средней полосе России для домов среднего утепления). Если мощность горелки составляет 0,1 (данные есть в паспорте котла), то за один час работы на полную мощность расходоваться будет 1,5 литра топлива (15 кВт*0,1 = 1,5 литра). В день уйдет 36 литров. Если учесть, что для средней полосы России на полную мощность котел должен работать 120 дней, то расход за сезон – 36*120=4320 литров. Емкость такого объема потребуется для обеспечения годовой потребности в жидком топливе. Но обычно резервуары берут с запасом. В данном случае нужна будет емкость на 5000 литров. Есть еще одна возможность – установить меньший резервуар, но заправлять его чаще.

    Один из недостатков дизельных котлов — большой расход топлива

  • Из приведенных выше расходов ясно виден один из основных недостатков котлов на солярке: отопление получается дорогое. Пусть солярка используется специальная и она на 20-30% дешевле автомобильной, но 4320 литров на год будут стоить очень и очень немало. Даже отопление на электричестве стоит дешевле, тем более с новыми экономичными котлами. Эта проблема сводится практически на нет, если использовать отработанное дизельное топливо, но тогда требуется другая горелка.
  • Есть у котлов на жидком топливе еще одна неприятная особенность: они сильно шумят при работе. Это еще одна причина, по которой приходится устраивать отдельную котельную (первая — сильный запах).
  • Низкий КПД – достаточно серьезная проблема. У электрокотлов КПД обычно выше 90%, у дизельных, особенно старых моделей — 75-85%. Новые модели гораздо более производительны и экономичны: производители понимают, что такое отопление далеко не самое выгодное и постоянно улучшают оборудование. Так котлы CTC Okotherm Unit имеют КПД 98%, но стоимость у них немалая.

Современные отопительные котлы на жидком топливе имеют специальной цилиндрической формы камеру сгорания, теплообменник из нержавейки или чугуна. Для лучшей теплоотдачи и увеличения КПД разрабатывают теплообменники так, чтобы теплоноситель для водяных котлов или воздух для воздухонагревателей, несколько раз проходил по нагретым дымоходным трубам.

Принцип действия

Работают они практически так же, как и на газе: в форсунку подается под давлением горючее, которое разбрызгивается и воспламеняется. Отличается конструкция форсунки.

Внутреннее строение жидкотопливного котла

Основные конструктивные элементы:

  • Камера сгорания. Их формы разрабатываются каждой фирмой. Они стремятся добиться более высокого КПД, но подавляющее большинство бытовых котлов на солярке имеет цилиндрическую топку.
  • Теплообменник. Тут формы могут быть разнообразными. Есть теплообменники из нержавейки, чугуна, меди, стали.
  • Дизельная горелка. Определяет эффективность работы котла и полноту сгорания топлива.
  • Автоматика. Регулирует уровень теплоотдачи, согласуя работу всех узлов и отслеживая заданные параметры.
  • Топливный насос – обеспечивает подачу топлива в горелку.

Если камера сгорания, теплообменник и автоматика выбираются в момент покупки и потом или не меняются вовсе (топка) или очень редко (автоматика), то топливный насос и дизельная горелка могут меняться для повышения эффективности системы. С насосами все более-менее понятно. Он должен обеспечивать требуемое давление и быть надежным.

Дизельные горелки – сложные устройства, которые обеспечивают работоспособность всей системы. Их можно менять и ставить изделия разных фирм. Давайте рассмотрим как они работают и чем отличаются.

Принцип работы горелки

Горелка – это, как правило, съемный узел и поставить вы можете любой, параметры которого отвечают мощности котла. Рекомендуют мощность горелки брать с запасом 10-15% относительно мощности котла. Это даст возможность более плавно регулировать ее работу.

При помощи этого узла происходит распыление топлива на мелкие капли. За размеры капель и их направленность отвечает форсунка. Далее топливная взвесь смешивается с подаваемым вентилятором воздухом, а потом подается в камеру сгорания. Получается, что именно горелка отвечает за максимальное использование топлива.

Если рассматривать процесс сгорания подробно, происходит все следующим образом:

  • Насос подает на горелку топливо. Причем отбирается только нужное его количество, а избыток возвращается в бак.
  • Перед подачей на форсунку топливо разогревается (не во всех моделях есть эта ступень), затем фильтруется и поступает на сам распылитель.
  • В камеру сгорания подается одновременно поток воздуха и топливная взвесь.
  • Регулировка интенсивности процесса происходит при помощи лопаток специальной формы, которые создают вихревые потоки топливной взвеси и воздуха.
  • Расположенные перед грелкой электроды поджигают смесь.

    Котел на солярке. Принцип действия горелки

Типы горелок

Горелки могут быть трех видов: одноступенчатые, двухступенчатые и регулируемые. Самые простые – одноступенчатые. Они работают постоянно в одном режиме – на 100% мощности. Двухступенчатые могут работать в двух положения: на полную мощность и вполовину.

Самый дорогостоящие, но и самый эффективные и экономичные – регулируемые. Под управлением автоматики они потребляют то количество горючей смеси, которое необходимо для поддержания заданной температуры. При их использовании значительно сокращая расход топлива в дизельном котле.

Для создания мелкодисперсной пыли требуется подавать топливо на распылитель под большим давлением – это обеспечивается насосом. С другой стороны работает вентилятор, нагнетающий поток воздуха и обеспечивающий требуемый уровень насыщения топливной взвеси кислородом.

Различают еще горелки по типу устройства, обеспечивающего требуемое давление:

  • вентиляторные горелки для создания давления используют вентилятор;
  • наддувные – используются мощные турбины, за счет чего повышается давление, капли получаются мельче и топливо сгорает полнее.

Выбор форсунки

Но это еще не все. Нужно правильно выбрать форсунку для горелки. Для правильной и эффективной работы дизельного котла правильный подбор форсунки очень важен. От качества распыления зависит КПД теплового агрегата, полнота сгорания топлива. Ведь форсунка распыляет топливо перед подачей его в камеру сжигания.

В паспорте к котлу есть угол распыла, который определяется формой камеры сжигания, мощностью агрегата и еще несколькими параметрами. В каждой конструкции и модели котла он может отличаться. Форсунка подбирается под это значение. Главное, чтобы на выходе топливо распылялось в виде конуса, а его угол соответствовал указанному в паспорте котла.

Экономичность котла во многом зависит от горелки

При неправильной работе горелки топливо сжигается неэффективно, часть его оседает в виде сажи на стенках теплообменника. Сажа — отличный теплоизолятор и небольшое ее количество значительно снижает эффективность работы. Так слой сажи в 1 мм снижает КПД почти вдвое.

Если у вас внутри топки есть сажа, дым из трубы идет сизый, увеличился расход топлива, а температура упала, самая вероятная причина — засорилась форсунка. Чтобы вернуть прежнюю эффективность работы, необходимо снять распыляющий узел, вынуть фильтр форсунки и промыть его неабразивными моющими средствами. После просушки поставить фильтр, а затем всю горелку на место. Если котел работает все равно недостаточно эффективно, скорее всего, требуется замена форсунки (в среднем – раз в год).

Монтаж дизельного котла

Монтаж дизельного котла — несложный. Важно правильно выставить и обеспечить правила пожарной безопасности

Требования к помещениям, где будет стоять котел на дизельном топливе, достаточно жесткие, но не запредельные. При установке аппарата мощностью до 150 кВт (отапливать в среднем можно 1500 м2) помещение должно иметь следующие габариты:

  • объем не менее 15 м3;
  • высоту потолков не ниже 2 м.

В помещении обязательно должна быть вентиляция и, как минимум, одно окно. Внутренняя отделка котельной должна быть негорючей (и стены и пол). При расположении помещения в подвале дополнительно требуется оборудованный пожарный выход.

Емкость для топлива можно располагать в том же помещении, или закопать на улице. Соединяют котел и емкость трубами, обычно медными.

Есть в использовании жидкого топлива еще несколько моментов, которые требуется учесть. Котельная должна отапливаться, так как при понижении температуры ниже +5oC солярка начинает густеть. Она хуже течет, сгущаются парафины, которые мгновенно забивают горелку, останавливая систему. Выходы есть такие:

  • отапливать котельную;
  • установить на входе горелки фильтр;
  • использовать зимнее топливо или добавлять специальные присадки самостоятельно.

Из опыта использования дизельных котлов можно посоветовать следующие усовершенствования, которые повышают качество работы системы:

  • Если в вашем котле нет функции разогрева топлива перед подачей в горелку, следует тщательно провести теплоизоляцию резервуара для топлива и обеспечить его отопление. Греть до высоких температур не нужно. Все что требуется – поддерживать температуру на уровне +5oC. При нормальном утеплении на этой уходит порядка 100 Вт в час. Совсем немного.
  • Если покупаете котел импортного производства, или поставьте на входе дополнительный фильтр, или поменяйте «родной». Те, которые идут в комплекте, рассчитаны на европейское топливо, а не на отечественное. Они просто очень быстро забиваются и система останавливается.

Обзор производителей

Производителей дизельных котлов множество. Есть отечественные, из ближнего, дальнего зарубежья. Предложений столько, что выбрать трудно. В таком случае принято ориентироваться на самые популярные.

Дизельные котлы Kiturami (Китурами)

Удобны для отопления дач и домов с нерегулярным проживанием. Работают автономно, используется туброциклонная горелка – одна из последних разработок, которая позволяет экономить топливо. Есть возможность контролировать как температуру в помещении, так и температуру теплоносителя, встроена система самодиагностики.

Мощность котлов на дизельном топливе Kiturami (Китурами) от 10,5 до 34 кВт, расход топлива от 1,13 литр/час до 4,3 литр/час. Есть двухконтурные модели, с возможной подачей горячей воды от 3,8 литра/мин до 20 литр/мин.

Дизельные котлы Kiturami (Китурами)

Котлы «Будерус»

Кампания Buderus (Будерус) выпускает котлы на дизельном топливе из стали и чугуна. Популярны чугунные котлы модели Logano G (Логано) . Есть мощностью от 25 кВт до 95 кВт. В другой линейке есть более мощные до 1200 кВт.

Работают на стандартном дизельном топливе или на горючем с пониженным содержанием серы. Интересны тем, что в модификации Unit горелки оптимизируют топливную смесь, добиваясь почти полного сгорания газа, что уменьшает образование сажи и количество выбросов. Эти агрегаты имеют простое управление, легкую установку требуемых параметров работы. Интересна может быть возможность расширения функционала автоматики путем установки дополнительных модулей (не нужно менять блок автоматики в целом, а лишь докупить блок, который обеспечивает интересующие вас функции).

Котлы «Будерус» на дизельном топливе

Стальные котлы Buderus Logano S выпускаются только промышленных мощностей – от 450 кВт мощности. Это промышленные агрегаты работать могут на двух видах горючего — газе и жидком топливе.

Navien

Корейские дизельные котлы Navien (Навьен ), выполнены в виде прямоугольника. Их дизайн больше похож на европейский. Отличительная черта — небольшие габариты.

В котлах с маркировкой Navien KG имеется предварительный подогрев топлива перед подачей в форсунку. Наддувной вентилятор подает топливо под достаточно высоким давлением, чем обеспечивается также эффективное удаление продуктов горения в дымоход. Теплообменник из нержавейки, и адаптированный под российское топливо фильтр, который имеет сменные картриджи для простой и быстрой очистки или замены. Пульт управления русифицированный, автоматика защищена специальной микросхемой на входе, которая позволяет котлу работать без сбоев при параметрах сети 230 В ±30%.

Потому котлы на жидком топливе Navien достаточно популярны: производители учли многие особенности сетей нашей страны. Мощность от 13 кВт до 40 кВт, расход топлива от 1,46 литр/час до 4,65 литр/час, производительность по горячей воде – до 22,9 литр/мин

Дизельные котлы Navien

Saturn (Сатурн)

Котлы Saturn (Сатурн) – агрегаты еще одной корейской фирмы. Работают на дизельном топливе и керосине, использовать отработанное топливо производители не советуют. Отличаются наличием медного теплообменника (труба длиной 20 метров и диаметром 15 мм). Радуют обладателей тихой работой, минимальными размерами. Их можно ставить в жилом помещении. Мощность дизельных котлов Saturn (Сатурн) от 13,5 кВт до 35 кВт, расход топлива от 2,01 литр/час до 4,54 литр/час.

Котлы на жидком топливе Saturn (Сатурн)

Если сравнить с котлами Navien, налицо больший расход топлива на отопление при практически тоже мощности оборудования.

Котлы на жидком топливе Ferroli

Ferroli выпускает битопливные котлы. Они работают на газе и/или на жидком топливе. Корпус и теплообменник – чугунные. Корпус изолирован слоем стойкого к температурам материала. В модели GN2 N выпускается мощностью от 106 кВт до 252 кВт, масса от 360 кг до 780 кг.

Котлы на жидком топливе Ferroli

Чугунные котлы модели GF N работают на твердом и жидком топливе. Мощность котлов этой линейки от 12,7 кВт до 27,5 кВт. Оборудованы системой защиты от перегрева и предохранительным клапаном, в топке можно сжигать как крупные, так и мелкие куски древесины, переключать ее в режим «жидкого топлива». Эти модели только одноконтурные (воду не греют).

В принципе, уже из этих марок можно выбрать оборудование для любых условий и потребностей, а их на рынке еще не один десяток, а может, и не одна сотня. Так что вооружитесь терпением, и выбирайте. Удачи!

Дизельный котел для отопления

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *