Датчик разряда аккумулятора

Датчик контроля разряда аккумулятора KDC-24 (3 положения провод 1метр)

  • Светотехника (Автосвет)
    • Балки светодиодные
    • Дневные ходовые огни
    • Катафоты
    • Лампочки
      • Большой цоколь
        • Галогеновые
        • Диодные
      • Малый цоколь
      • Безцокольные
        • Галогеновые
        • Диодные
      • Спец. цоколь
        • Галогеновые
        • Диодные
      • Блоки розжига
      • Светодиодные лампочки
      • Галогеновые лампочки
      • Газонаполненые лампочки
      • Ксеноновые лампочки и блоки розжига
      • H1
        • Галогеновые
        • Диодные
        • Ксеноновые и газонаполненные
      • H11
      • H3
        • Галогеновые
        • Диодные
        • Ксеноновые и газонаполненные
      • H4
        • Галогеновые
        • Диодные
        • Ксеноновые и газонаполненные
      • H7
        • Галогеновые
        • Диодные
        • Ксеноновые и газонаполненные
    • Маяки
      • Импульсные
      • Проблесковые
    • Подсветка номера
    • Подсветка салона
    • Рабочий свет
    • Светодиодные ленты
    • Стекла на фары
      • Стекла на фары головного света
      • Стекла противотуманок
    • Стекла фонарей
    • Указатели габаритов
      • Комплектующие к указателям габаритов
      • Маркерные
      • Рога
      • Рога LED
      • Солнышко (бегущий огонь)
      • Штатные
    • Указатели поворота
    • Фары головного света
    • Фары противотуманные
      • LED
      • Галогеновые
      • Сопутствующие
    • Фары, стекла Wesem
    • Фонари
      • Комплектующие к фонарям
  • Инструмент
    • Гайковерт ручной (мясорубка)
    • Головки и биты
      • Биты (торцевые вставки)
      • Головки 1 дюйм
      • Головки 1/2 дюйма
      • Головки 3/4 дюйма
      • Головки под вороток
      • Карданчики, переходники и удлинители
    • Домкраты
      • Домкраты 1-2 тонны
      • Домкраты 2-6 тонн
      • Домкраты 20-50 тонн
      • Домкраты 6-20 тонн
      • Домкраты гидравлические бутылочные
      • Ромбические и подкатные
    • Захваты магнитные
    • Измерительный инструмент
      • Вольтметры, мультиметры(тестеры), пробники
      • Измерение давления в двигателе
      • Измерение давления воздуха
      • Измерение длины
      • Прочие измерительные приборы
    • Ключи
      • Гаечные ключи
        • Наборы гаечных ключей
        • Динамометрические ключи
        • Комбинированные ключи
        • Накидные ключи
        • Разводные ключи
        • Рожковые ключи
      • Ключ трещотка
      • Ключи специальные
        • Ключи маслянного фильтра
        • Ключи ремонта вентиля
        • Ключи ступицы
      • Торцевые и балонные ключи
      • Шестигранники и звездочки
    • Манометры и пистолеты подкачки
    • Монтировки
    • Наборы инструмента
      • Наборы инструментов АвтоДело
      • Наборы инструментов АвтоТорг
      • Наборы инструментов Дело Техники
    • Наконечники, удлинители подкачки
    • Насосы перекачки топлива
      • Бочковые насосы
      • Комплектующие
      • Насосы помповые
      • Погружные насосы
      • Погружные насосы KENT
    • Отвертки
    • Пистолеты подкачки (манометры)
    • Пневматический инструмент
    • Пресс-масленки (тавотницы)
    • Специнструмент
    • Съемники
    • Ударный инструмент (молотки, киянки, кувалды)
      • Кувалды
      • Молотки и киянки
    • Шарнирно-губцевый инструмент
      • Cъемники стопорных колец
      • Режущией инструмент (бокорезы и арматурные ножницы)
      • Универсальный шарнирно-губцевый инструмент (Пассатижи, плоскогубцы и клещи переставные)
    • Шиномонтажные наборы
    • Шланги пневматические, Пистолеты продува
    • Шланги подкачки
    • Шприцы смазочные, комплектующие
    • Ящики инструментальные
  • Автохимия и химические средства
    • Внешняя обработка кузова
    • Зимняя автохимия
    • Клей и герметики
      • Герметики для автомобиля
      • Клей
    • Омыватели и очистители стекла
    • Очистители, присадки и смазки
      • Очистители автомобиля
      • Присадки автомобильные
      • Смазки автомобильные
    • Очищающая паста и гель
    • Салфетки и полотенца
      • Полотенца и салфетки
      • Салфетки влажные
    • Химия для салона автомобиля
      • Освежитель кондиционера
      • Очистители обивки
      • Полироли для салона
  • Брызговики
    • Брызговики задние
      • DAF
      • IVECO
      • MAN
      • MERCEDES
      • RENAULT
      • SCANIA
      • VOLVO
      • ГАЗель
      • КАМАЗ
      • МАЗ
      • Другие марки
      • Белая резина
      • Картинки и надписи
      • Светоотражающие резиновые
      • Резина ЭКО
      • Турция
      • Резина LUX
    • Брызговики передние
      • DAF
      • IVECO
      • MAN
      • MERCEDES
      • RENAULT
      • SCANIA
      • VOLVO
      • ГАЗель
      • КАМАЗ
      • МАЗ
      • Другие марки
      • Картинки и надписи
    • Брызговики прицепа
    • Брызговики длинномеры
      • DAF
      • IVECO
      • MAN
      • MERCEDES
      • RENAULT
      • SCANIA
      • VOLVO
      • ГАЗель
      • КАМАЗ
      • Картинки и надписи
      • МАЗ
      • Другие марки
    • Брызговики узкие
      • DAF
      • IVECO
      • MAN
      • MERCEDES
      • RENAULT
      • SCANIA
      • VOLVO
      • ГАЗель
      • КАМАЗ
      • МАЗ
      • Другие марки
      • Картинки и надписи
    • Белые брызговики
      • Длинномеры белые
      • Задние белые брызговики
    • Картинки и надписи
    • Светоотражающие брызговики
    • По размерам
      • 2000х300
      • 2050х320
      • 2400х350
      • 2400х400
      • 395х300
      • 400х300
      • 400х400
      • 400х450
      • 405х410
      • 410х230
      • 410х360
      • 470х450
      • 470х680
      • 500х250
      • 500х350
      • 500х600
      • 520х250
      • 520х320
      • 535х505
      • 570х240
      • 575х285
      • 580х360
      • 580х495
      • 600х370
      • 600х400
      • 660х270
      • 670х270
      • 670х275
      • 2400х320
    • DAF
    • IVECO
    • MAN
    • MERCEDES
    • RENAULT
    • SCANIA
    • VOLVO
    • ГАЗель
    • КАМАЗ
    • МАЗ
    • Крепление брызговиков
  • Коврики грузовые (под ноги)
    • DAF
    • IVECO
    • MAN
    • MERCEDES
    • RENAULT
    • SCANIA
    • VOLVO
    • Ворсовые
    • ГАЗЕЛЬ
    • Другие модели
    • КАМАЗ
    • МАЗ
    • Резиновые
    • Стеганные
  • Крылья подкрылки и комплектующие
    • Крепление крыльев и подкрылков
    • Крылья и подкрылки грузовика и прицепа
  • Столики и полки в кабину
  • Холодильники
  • Чехлы сиденья, КПП
    • Чехлы DAF
      • Аликанте и экокожа
      • Жаккард
    • Чехлы FREIGHTLINER
    • Чехлы HYUNDAI
    • Чехлы IVECO
      • Аликанте и экокожа
      • Жаккард
    • Чехлы MAN
      • Аликанте и экокожа
      • Жаккард
    • Чехлы MERCEDES
      • Аликанте и экокожа
      • Жаккард
    • Чехлы RENAULT
      • Аликанте
      • Жаккард
    • Чехлы SCANIA
      • Аликанте и экокожа
      • Жаккард
    • Чехлы VOLVO
      • Аликанте и экокожа
      • Жаккард
    • Чехлы ГАЗель
    • Чехлы из аликанте
    • Чехлы из жаккарда
    • Чехлы из экокожи
    • Чехлы КАМАЗ
      • Аликанте, экокожа, гобелен
      • Жаккард
    • Чехлы КПП
    • Чехлы МАЗ
    • Чехлы универсальные
      • Мех и дерево
      • Ткань и экокожа
  • Автомобильная посуда, Чайники,Кипятильники
    • Кружки
    • Рюмки с Логотипом
  • Автомобильные видеорегистраторы
  • Автомобильные кондиционеры
  • Автомобильные навигаторы
  • Автономные отопители и запчасти к ним
  • Ароматизаторы
    • Аэрозольные для диспенсера
    • Бумажные
    • Гелевые
    • Деревянные с Логотипом
    • Меловые
    • Мешочки
    • Спреи
  • Браслеты цепи противоскольжения
  • Вентиля бескамерной шины
  • Вентиляторы
  • Ветровики, дефлектора
    • DAF
    • FREIGHTLINER
    • IVECO
    • MAN
    • MERCEDES
    • RENAULT
    • SCANIA
    • VOLVO
    • ГАЗЕЛЬ
    • Другие Модели
    • КАМАЗ
    • МАЗ
  • Вымпела, Гирлянды
    • Вымпел Узкий (Бахрома)
    • Гирлянды
    • Марка Машины
    • Марка Машины (ЭКО)
    • Пустой+ Имя
    • Пустой+ Марка
    • Пустой+ Марка (Карман)
    • Флажки
  • Газовые плиты, горелки, баллоны
    • Баллоны
    • Газовые плиты
    • Горелки
  • Гофры глушителя, хомуты на гофры
    • Гофры метровые
    • Гофры модельные
    • Хомуты на гофры
  • Держатели для мобильных устройств
  • Диски тахографа (тахограмма)
  • Дуги на крышу
  • Запчасти
    • Болты, гайки колеса
    • Генераторы
    • Гидроцилиндры
    • Датчики
    • Датчики давления
    • Датчики температуры
    • Другие Запчасти
    • Замки кабины
    • Клапана
    • Колодки
    • Краны
    • Крыльчатка
    • Мотор печки, отопителя
    • Мотор стеклоочистителя, стеклоомывателя
    • Насос ГУР
    • Насосы ПК
    • Насосы системы отопления/охлаждения
    • Насосы топливной системы
    • Патрубки радиатора
    • Переключатели подрулевые
    • Привода спидометра
    • Привода Стартера
    • Ремкомплекты
    • Ролики натяжители ремня
    • Ручки двери, Личинки замков
    • Рычаги регулировочные
    • Синхронизаторы
    • Стартеры
    • Стремянки
    • Термостаты
    • Тормозные камеры
    • Фильтра
      • Воздушные фильтра
      • Масляные фильтра
      • Топливные фильтра
      • Фильтры Осушители
    • Электродвигатели отопителя
    • Энергоаккумуляторы
  • Защита фар
  • Зеркала заднего вида
    • DAF
    • IVECO
    • MAN
    • MERCEDES
    • RENAULT
    • SCANIA
    • VOLVO
    • Газель
    • Крышки Зеркал
    • МАЗ
    • Универсальные зеркала
    • Элементы Зеркал
    • Элементы Обогрева
  • Знаки аварийной остановки
  • Канистры
  • Кепки
  • Коврики антискользящие
  • Колпаки на колёса, гайки
    • Колпаки на ГАЗель
    • Колпаки на колеса
    • Колпачки на гайки
  • Крепление груза
    • Ковры фиксации груза противоскользящие
    • Пакеты воздушные для фиксации грузов
    • Резинки крепления
    • Сетки для защиты грузов
    • Уголки защитные для ремня крепления груза
    • Штанги распорные, Планки блокировочные
  • Крепления брызговика (аккумулятора)
  • Крышки топливного бака, радиатора
  • Куклы на кабину
  • Куртки
    • Ветровки
    • Куртки Комбинированные
    • Куртки Однотонные
    • Полукомбенезон
  • Наклейки на машину
    • Ленты светоотражающие
    • Наклейка декоративная на панель приборов
    • Наклейки
    • Наклейки светоотражающие
    • ПОБЕДА
    • Светофильтры
  • Оплетки на руль
    • Оплетки «Декор»
    • Оплетки на Молнии
    • Оплетки с пробоем
    • Оплетки с Тиснением
  • Отбойники
  • Перчатки
  • Пневматические разъемы
  • Пневморессоры
  • Подогреватели тосола
  • Преобразователи напряжения
    • c 12V на 220V
    • c 24V на 220V
    • с 24V на 12V
  • Провода прикуривателя
  • Противооткатные устройства
  • Противопожарные Ящики
  • Радиостанции, Антенны
  • Разное
    • Батарейки
    • Брелоки
    • Водосгоны, Щетки для мытья
    • Жилеты светоотражающие ГОСТ
    • Замки навесные
    • Защита от солнца
    • Изолента
    • Крышки ступицы
    • Лопаты
    • Магниты блокировки тахографа
    • Накидки на панель
    • Наушники и гарнитуры
    • Огнетушители
    • Опрыскиватели
    • Органайзеры для умывальных принадлежностей (Косметички)
    • Пепельницы
    • Пломбы
    • Рамки под номер
    • Ремни брючные с логотипом
    • Скотч двухсторонний
    • Спиннеры
    • Сумки для документов
    • Умывальники
    • Уплотнительные кольца
    • Форсунки омывателя стекла
    • Щипцы, Ножницы
  • Ремни для крепления груза (стяжки)
    • Лента РКГ
    • Ремни стяжные «KRAFT» Евростандарт
    • Стяжки 0,5-1,6 тонны
    • Стяжки 10-30 тонн
    • Стяжки 2-4 тонны
    • Стяжки 4-8 тонн
    • Стяжки 5-10 тонн
    • Стяжки автовоза
  • Ручки на руль
  • Сигналы заднего хода
  • Сигналы звуковые
  • Соединители
    • Быстросъемные соединения
    • Заглушки
    • Соединители переходные с резьбы на резьбу
    • Соединители топливной системы
    • Соединители шлангов T,Y,I,X- образные
    • Фитинги трубки ПВХ Металл
    • Фитинги трубки ПВХ Пластик
    • Фитинги трубки ПВХ Пластик с резьбой
    • Фитинги трубки ПВХ Разборные
  • Таблички опознавательные
  • Таблички светодиодные
  • Тормозные трубки
  • Троса буксировочные
  • Троса тента
  • Фонарики и принадлежности
  • Фумигаторы
  • Фурнитура прицепа, кузова
    • Блокираторы дверей
  • Футболки
    • Толстовки
  • Хомуты обжимные
    • Хомуты «Стандарт»
    • Хомуты NORMA
    • Хомуты Norma FBS
    • Хомуты Norma GBS
  • Хомуты пластиковые (стяжка кабельная)
  • Шайбы медные, прорезиненые
  • Шапки
  • Шланги МБС
  • Шнурки с логотипом
  • Шторы в кабину, Ламбрекены, Подушки.
    • Комплектующие
    • Ламбрекены
      • Комплект
      • Комплект Польша
      • Лобовой
    • Подушки
    • Шторы
      • Автоткань
      • Бархат
      • Полиэфир
    • Шторы на направляющих
  • Щетки стеклоочистителя (дворники) ALCA,HEYNER, AVS
  • Электрика
    • Блокираторы GPS сигнала
    • Вольтметры
      • Выключатели массы
      • Заглушки в панель приборов USB
      • Зарядные устройства
      • Клеммы, перемычки
      • Патроны указателей габаритов, поворотов
      • Переносные лампы
      • Подогревы фильтра
      • Предохранители
      • Провода AUX
      • Провода зарядные
      • Провода соединительные
      • Провода, разъемы фонарей
      • Разветвители прикуривателя
      • Разъемы указателей поворота
      • Светодиодная переносная лампа
      • ТВ приемники цифровые, Рессиверы
      • Телевизоры
      • Тестеры, Пробники, Мультиметры
      • ФМ- модуляторы
      • Центральные замки
    • Электрические кабеля, разъемы

    Этот несложный прибор оповестит о разряде 12-вольтовой (например, автомобильной) аккумуляторной батареи звуком зуммера. Появление звукового сигнала будет означать, что аккумулятор разряжен и требует подзарядки. Порог чувствительности компаратора составляет приблизительно 0,2 вольта.

    Схема собрана всего на трёх транзисторах и доступна для повторения даже начинающими радиолюбителями.

    В режиме ожидания потребляемый ток около 3 ма, а при работе зуммера — около 4 ма.

    Схема устройства приведена на рисунке:


    Левая часть схемы на транзисторе Т1 представляет из себя компаратор, определяющий порог напряжения, ниже которого не должен разряжаться аккумулятор. Правая часть схемы на транзисторе Т2 — это звуковой генератор, а Т3 — усилитель.

    Состояние разряда аккумулятора приблизительно можно оценить ориентируясь на данные таблицы:

    Напряжение, В Заряд, %
    12,6-12,9 100
    12,3-12,6 75
    12,1-12,3 50
    11,8-12,1 25
    11,5-11,8 0

    При подключении питания 12 вольт устройство начинает работать сразу, если же этого не произошло, значит, возможно, где-то в монтаже допущена ошибка.

    Регулятором R1 следует добиться пропадания звука зуммера при заряженном состоянии аккумулятора, тогда зуммер включится, если напряжение снизится примерно на 0,2 вольта.

    Проверка схемы сводится к простым действиям.

    Отсоединяем коллектор транзистора Т1 от схемы, подключив питание, и убеждаемся, что звуковой генератор работает. Тональность звука можно изменить (если не устраивает) подбором номинала конденсатора С1. После этого восстанавливаем соединение коллектора Т1 по схеме.

    После этого можно перейти к настройке компаратора, собранного на транзисторе Т1. Для этого, включив питание, измеряем вольтметром напряжение на стабилитроне ZD1: оно должно быть 5 вольт. Далее плавно поворачиваем движок потенциометра R1 и добваемся появления звукового сигнала. При плавном повороте в обратную сторону движка этого потенциометра звук должен пропасть.

    Для финальной настройки желательно запитать схему от регулируемого источника постоянного тока напряжением до 15 вольт. Подключаем параллельно питанию цифровой мультиметр в режиме вольтметра, выставляем по этому вольтметру напряжение, соответствующее предельному уровню разряда аккумулятора (по таблице выше) и регулировкой R1 добиваемся пропадания звукового сигнала. Фиксируем движок R1 в найденном положении. Затем на источнике питания начинаем плавно понижать напряжение до момента появления звукового сигнала зуммера и убеждаемся, что оно примерно на 0,2 вольта ниже, чем было установлено ранее.

    При каком уровне понижения напряжения должно сработать звуковое оповещение, каждый пользователь может выставить регулятором R1 индивидуально.

    На базе этой схемы можно сделать нагрузочную вилку для проверки аккумуляторов под нагрузкой, если дополнить схему мощным проволочным резистором, сопротивлением порядка 1,2 Ом, параллельно проводам питания схемы. Такая нагрузочная вилка позволит проверять степень просадки напряжения аккумулятора при протекании тока около 10А, допустимый уровень просадки выставляется, как и ранее, потенциометром R1.

    В схеме в качестве транзистора Т2 следует ставить только указанный тип транзистора 2SC945. Т1 и Т3 можно заменить на аналоги, например 2SC1213, 2N2222 или подобные им отечественные КТ315, КТ503. Стабилитрон ZD1 — любой маломощный на напряжение стабилизации 5 вольт. Буззер – обычный электродинамический излучатель с сопротивлением обмотки около 50 Ом (такие применяются на компьютерных платах).

    Можно слегка видоизменить схему, избавившись от стабилитрона:


    В этой схеме вместо стабилитрона используется обычный светодиод HL1, который одновременно является и индикатором наличия питания устройства.

    Владимир Науменко
    г. Калининград

    Вложения:

    Файл Описание Размер файла:
    akku.rar Архив со схемами в формате Splan и печатной платой в формате Sprint Layout 9 Кб

    13 схем индикаторов разряда Li-ion аккумуляторов: от простых к сложным

    Что может быть печальнее, чем внезапно севший аккумулятор в квадрокоптере во время полета или отключившийся металлоискатель на перспективной поляне? Вот если бы можно было бы заранее узнать, насколько сильно заряжен аккумулятор! Тогда мы могли бы подключить зарядку или поставить новый комплект батарей, не дожидаясь грустных последствий.

    И вот тут как раз рождается идея сделать какой-нибудь индикатор, который заранее подаст сигнал о том, что батарейка скоро сядет. Над реализацией этой задачи пыхтели радиолюбители всего мира и сегодня существует целый вагон и маленькая тележка различных схемотехнических решений — от схем на одном транзисторе до навороченных устройств на микроконтроллерах.

    Далее будут представлены только те индикаторы разряда li-ion аккумуляторов, которые не только проверены временем и заслуживают вашего внимания, но и с легкостью собираются своими руками.

    Внимание! Приведенные в статье схемы только лишь сигнализируют о низком напряжении на аккумуляторе. Для предупреждения глубокого разряда необходимо вручную отключить нагрузку либо использовать контроллеры разряда.

    Вариант №1

    Начнем, пожалуй, с простенькой схемки на стабилитроне и транзисторе:

    Разберем, как она работает.

    Пока напряжение выше определенного порога (2.0 Вольта), стабилитрон находится в пробое, соответственно, транзистор закрыт и весь ток течет через зеленый светодиод. Как только напряжение на аккумуляторе начинает падать и достигает значения порядка 2.0В + 1.2В (падение напряжение на переходе база-эмиттер транзистора VT1), транзистор начинает открываться и ток начинает перераспределяться между обоими светодиодами.

    Если взять двухцветный светодиод, то мы получим плавный переход от зеленого к красному, включая всю промежуточную гамму цветов.

    Типовое различие прямого напряжения в двухцветных светодиодах составляет 0.25 Вольта (красный зажигается при более низком напряжении). Именно этой разницей определяется область полного перехода между зеленым и красным цветом.

    Таким образом, не смотря на свою простоту, схема позволяет заранее узнать, что батарейка начала подходить к концу. Пока напряжение на аккумуляторе составляет 3.25В или более, горит зеленый светодиод. В промежутке между 3.00 и 3.25V к зеленому начинает подмешиваться красный — чем ближе к 3.00 Вольтам, тем больше красного. И, наконец, при 3V горит только чисто красный цвет.

    Недостаток схемы в сложности подбора стабилитронов для получения необходимого порога срабатывания, а также в постоянном потреблении тока порядка 1 мА. Ну и, не исключено, что дальтоники не оценят эту задумку с меняющимися цветами.

    Кстати, если в эту схему поставить транзистор другого типа, ее можно заставить работать противоположным образом — переход от зеленого к красному будет происходить, наоборот, в случае повышения входного напряжения. Вот модифицированная схема:

    Вариант №2

    В следующей схеме использована микросхема TL431, представляющая собой прецизионный стабилизатор напряжения.

    Порог срабатывания определяется делителем напряжения R2-R3. При указанных в схеме номиналах он составляет 3.2 Вольта. При снижении напряжения на аккумуляторе до этого значения, микросхема перестает шунтировать светодиод и он зажигается. Это будет сигналом к тому, что полный разряд батареи совсем близок (минимально допустимое напряжение на одной банке li-ion равно 3.0 В).

    Если для питания устройства применяется батарея из нескольких последовательно включенных банок литий-ионного аккумулятора, то приведенную выше схему необходимо подключить к каждой банке отдельно. Вот таким образом:

    Для настройки схемы подключаем вместо батарей регулируемый блок питания и подбором резистора R2 (R4) добиваемся зажигания светодиода в нужный нам момент.

    Вариант №3

    А вот простая схема индикатора разрядки li-ion аккумулятора на двух транзисторах:Порог срабатывания задается резисторами R2, R3. Старые советские транзисторы можно заменить на BC237, BC238, BC317 (КТ3102) и BC556, BC557 (КТ3107).

    Вариант №4

    Схема на двух полевых транзисторах, потребляющая в ждущем режиме буквально микротоки.

    При подключении схемы к источнику питания, положительное напряжение на затворе транзистора VT1 формируется с помощью делителя R1-R2. Если напряжение выше напряжение отсечки полевого транзистора, он открывается и притягивает затвор VT2 на землю, тем самым закрывая его.

    В определенный момент, по мере разряда аккумулятора, напряжение, снимаемое с делителя становится недостаточным для отпирания VT1 и он закрывается. Следовательно, на затворе второго полевика появляется напряжение, близкое к напряжению питания. Он открывается и зажигает светодиод. Свечение светодиода сигнализирует нам о необходимости подзаряда аккумулятора.

    Транзисторы подойдут любые n-канальные с низким напряжением отсечки (чем меньше — тем лучше). Работоспособность 2N7000 в этой схеме не проверялась.

    Вариант №5

    На трех транзисторах:

    Думаю, схема не нуждается в пояснениях. Благодаря большому коэфф. усиления трех транзисторных каскадов, схема срабатывает очень четко — между горящим и не горящим светодиодом достаточно разницы в 1 сотую долю вольта. Потребляемый ток при включенной индикации — 3 мА, при выключенном светодиоде — 0.3 мА.

    Не смотря на громоздкий вид схемы, готовая плата имеет достаточно скромные габариты:

    С коллектора VT2 можно брать сигнал, разрешающий подключение нагрузки: 1 — разрешено, 0 — запрещено.

    Транзисторы BC848 и BC856 можно заменить на ВС546 и ВС556 соответственно.

    Вариант №6

    Эта схема мне нравится тем, что она не только включает индикацию, но и отрубает нагрузку.

    Жаль только, что сама схема от аккумулятора не отключается, продолжая потреблять энергию. А жрет она, благодаря постоянно горящему светодиоду, немало.

    Зеленый светодиод в данном случае выступает в роли источника опорного напряжения, потребляя ток порядка 15-20 мА. Чтобы избавиться от такого прожорливого элемента, вместо источника образцового напряжения можно применить ту же TL431, включив ее по такой схеме*:

    *катод TL431 подключить ко 2-ому выводу LM393.

    Вариант №7

    Схема с применением так называемых мониторов напряжения. Их еще называют супервизорами и детекторами напряжения (voltdetector’ами). Это специализированные микросхемы, разработанные специально для контроля за напряжением.

    Вот, например, схема, поджигающая светодиод при снижении напряжения на аккумуляторе до 3.1V. Собрана на BD4731.

    Согласитесь, проще некуда! BD47xx имеет открытый коллектор на выходе, а также самостоятельно ограничивает выходной ток на уровне 12 мА. Это позволяет подключать к ней светодиод напрямую, без ограничительных резисторов.

    Аналогичным образом можно применить любой другой супервизор на любое другое напряжение.

    Вот еще несколько вариантов на выбор:

    • на 3.08V: TS809CXD, TCM809TENB713, MCP103T-315E/TT, CAT809TTBI-G;
    • на 2.93V: MCP102T-300E/TT, TPS3809K33DBVRG4, TPS3825-33DBVT, CAT811STBI-T3;
    • серия MN1380 (или 1381, 1382 — они отличаются только корпусами). Для наших целей лучше всего подходит вариант с открытым стоком, о чем свидетельствует дополнительная циферка «1» в обозначении микросхемы — MN13801, MN13811, MN13821. Напряжение срабатывания определяется буквенным индексом: MN13811-L как раз на 3,0 Вольта.

    Также можно взять советский аналог — КР1171СПхх:

    В зависимости от цифрового обозначения, напряжение детекции будет разным:

    Сетка напряжений не очень-то подходит для контроля за li-ion аккумуляторами, но совсем сбрасывать эту микросхему со счетов, думаю, не стоит.

    Неоспоримые достоинства схем на мониторах напряжения — чрезвычайно низкое энергопотребление в выключенном состоянии (единицы и даже доли микроампер), а также ее крайняя простота. Зачастую вся схема умещается прямо на выводах светодиода:

    Чтобы сделать индикацию разряда еще более заметной, выход детектора напряжения можно нагрузить на мигающий светодиод (например, серии L-314). Или самому собрать простейшую «моргалку» на двух биполярных транзисторах.

    Пример готовой схемы, оповещающей о севшей батарейке с помощью вспыхивающего светодиода приведен ниже:

    Еще одна схема с моргающим светодиодом будет рассмотрена ниже.

    Вариант №8

    Крутая схема, запускающая моргание светодиода, если напряжение на литиевом аккумуляторе упадет до 3.0 Вольта:

    Эта схема заставляет вспыхивать сверхяркий светодиод с коэффициентом заполнения 2.5% (т.е. длительная пауза — коротка вспышка — опять пауза). Это позволяет снизить потребляемый ток до смешных значений — в выключенном состоянии схема потребляет 50 нА (нано!), а в режиме моргания светодиодом — всего 35 мкА. Сможете предложить что-нибудь более экономичное? Вряд ли.

    Как можно было заметить, работа большинства схем контроля за разрядом сводится к сравнению некоего образцового напряжения с контролируемым напряжением. В дальнейшем эта разница усиливается и включает/отключает светодиод.

    Обычно в качестве усилителя разницы между опорным напряжением и напряжением на литиевом аккумуляторе используют каскад на транзисторе или операционный усилитель, включенный по схеме компаратора.

    Но есть и другое решение. В качестве усилителя можно применить логические элементы — инверторы. Да, это нестандартное использование логики, но это работает. Подобная схема приведена в следующем варианте.

    Вариант №9

    Схема на 74HC04.

    Рабочее напряжение стабилитрона должно быть ниже напряжение срабатывания схемы. Например, можно взять стабилитроны на 2.0 — 2.7 Вольта. Точная подстройка порога срабатывания задается резистором R2.

    Схема потребляет от батареи около 2 мА, так что ее тоже надо включать после выключателя питания.

    Вариант №10

    Это даже не индикатор разряда, а, скорее, целый светодиодный вольтметр! Линейная шкала из 10 светодиодов дает наглядное представление о состоянии аккумулятора. Весь функционал реализован всего на одной-единственной микросхеме LM3914:

    Делитель R3-R4-R5 задает нижнее (DIV_LO) и верхнее (DIV_HI) пороговые напряжения. При указанных на схеме значениях свечению верхнего светодиода соответствует напряжение 4.2 Вольта, а при снижении напряжения ниже 3х вольт, погаснет последний (нижний) светодиод.

    Подключив 9-ый вывод микросхемы на «землю», можно перевести ее в режим «точка». В этом режиме всегда светится только один светодиод, соответствующий напряжению питания. Если оставить как на схеме, то будет светиться целая шкала из светодиодов, что нерационально с точки зрения экономичности.

    В качестве светодиодов нужно брать только светодиоды красного свечения, т.к. они обладают самым малым прямым напряжением при работе. Если, например, взять синие светодиоды, то при севшем до 3х вольт аккумуляторе, они, скорее всего, вообще не загорятся.

    Сама микросхема потребляет около 2.5 мА, плюс 5 мА на каждый зажженный светодиод.

    Недостатком схемы можно считать невозможность индивидуальной настройки порога зажигания каждого светодиода. Можно задать только начальное и конечное значение, а встроенный в микросхему делитель разобьет этот интервал на равные 9 отрезков. Но, как известно, ближе к концу разряда, напряжение на аккумуляторе начинает очень стремительно падать. Разница между аккумуляторами, разряженными на 10% и 20% может составлять десятые доли вольта, а если сравнить эти же аккумуляторы, только разряженненные на 90% и 100%, то можно увидеть разницу в целый вольт!

    Типичный график разряда Li-ion аккумулятора, приведенный ниже, наглядно демонстрирует данное обстоятельство:

    Таким образом, использование линейной шкалы для индикации степени разряда аккумулятора представляется не слишком целесообразным. Нужна схема, позволяющая задать точные значения напряжений, при которых будет загораться тот или иной светодиод.

    Полный контроль над моментами включения светодиодов дает схема, представленная ниже.

    Вариант №11

    Данная схема является 4-разрядным индикатором напряжения на аккумуляторе/батарейке. Реализована на четырех ОУ, входящих в состав микросхемы LM339.

    Схема работоспособна вплоть до напряжения 2 Вольта, потребляет меньше миллиампера (не считая светодиода).

    Разумеется, для отражения реального значения израсходованной и оставшейся емкости аккумулятора, необходимо при настройке схемы учесть кривую разряда используемого аккумулятора (с учетом тока нагрузки). Это позволит задать точные значения напряжения, соответствующие, например, 5%-25%-50%-100% остаточной емкости.

    Вариант №12

    Ну и, конечно, широчайший простор открывается при использовании микроконтроллеров со встроенным источником опорного напряжения и имеющих вход АЦП. Тут функционал ограничивается только вашей фантазией и умением программировать.

    Как пример приведем простейшую схему на контроллере ATMega328.

    Хотя тут, для уменьшения габаритов платы, лучше было бы взять 8-миногую ATTiny13 в корпусе SOP8. Тогда было бы вообще шикарно. Но пусть это будет вашим домашним заданием.

    Светодиод взят трехцветный (от светодиодной ленты), но задействованы только красный и зеленый.

    Готовую программу (скетч) можно скачать по .

    Программа работает следующим образом: каждые 10 секунд опрашивается напряжение питания. Исходя из результатов измерений МК управляет светодиодами с помощью ШИМ, что позволяет получать различные оттенки свечения смешением красного и зеленого цветов.

    Свежезаряженный аккумулятор выдает порядка 4.1В — светится зеленый индикатор. Во время зарядки на АКБ присутствует напряжение 4.2В, при этом будет моргать зеленый светодиод. Как только напряжение упадет ниже 3.5В, начнет мигать красный светодиод. Это будет сигналом к тому, что аккумулятор почти сел и его пора заряжать. В остальном диапазоне напряжений индикатор будет менять цвет от зеленого к красному (в зависимости от напряжения).

    Вариант №13

    Ну и на закуску предлагаю вариант переделки стандартной платы защиты (их еще называют контроллерами заряда-разряда), превращающий ее в индикатор севшего аккумулятора.

    Эти платы (PCB-модули) добываются из старых батарей мобильных телефонов чуть ли не в промышленных масштабах. Просто подбираете на улице выброшенный аккумулятор от мобилы, потрошите его и плата у вас в руках. Все остальное утилизируете как положено.

    Внимание!!! Попадаются платы, включающие защиту от переразряда при недопустимо низком напряжении (2.5В и ниже). Поэтому из всех имеющихся у вас плат необходимо отобрать только те экземпляры, которые срабатывают при правильном напряжении (3.0-3.2V).

    Чаще всего PCB-плата представляет собой вот такую схемку:

    Микросборка 8205 — это два миллиомных полевика, собранных в одном корпусе.

    Внеся в схему некоторые изменения (показаны красным цветом), мы получим прекрасный индикатор разряда li-ion аккумулятора, практически не потребляющий ток в выключенном состоянии.

    Так как транзистор VT1.2 отвечает за отключение зарядного устройства от банки аккумулятора от при перезаряде, то он в нашей схеме лишний. Поэтому мы полностью исключили этот транзистор из работы, разорвав цепь стока.

    Резистор R3 ограничивает ток через светодиод. Его сопротивление необходимо подобрать таким образом, чтобы свечение светодиода было уже заметным, но потребляемый ток еще не был слишком велик.

    Кстати, можно сохранить все функции модуля защиты, а индикацию сделать с помощью отдельного транзистор, управляющий светодиодом. То есть индикатор будет загораться одновременно с отключением аккумулятора в момент разряда.

    Вместо 2N3906 подойдет любой имеющийся под рукой маломощный p-n-p транзистор. Просто подпаять светодиод напрямую не получится, т.к. выходной ток микросхемы, управляющий ключами, слишком мал и требует усиления.

    Пожалуйста, учитывайте тот факт, что схемы индикаторов разряда сами потребляют энергию аккумулятора! Во избежание недопустимого разряда, подключайте схемы индикаторов после выключателя питания или используйте схемы защиты, предотвращающие глубокий разряд.

    Как, наверное, не сложно догадаться, схемы могут быть использованы и наоборот — в качестве индикатора заряда.

    Датчик разряда аккумулятора

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *