Дорога в деревне

Проблемы строительства загородных дорог, или война за накатанный путь к любимому дому

Раз уж тему строительства дорог относят к одной из двух злополучных российских проблем, то и внимания она заслуживает более чем пристального. Особенно с этим будут согласны жители российской глубинки и обитатели многочисленных дачных поселков. Порою самым животрепещущим вопросом для них бывает следующий: кто должен строить дороги в их родном населенном пункте?

Развернутый ответ на него можно получить, обратившись к пункту 5 главе 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В нем ясно изложено, что строительство дорог общего пользования (также это касается остановок и других инженерных сооружений) в пределах населенного пункта – это прерогатива местной администрации. Причем выполняться она должна за счет средств местного бюджета. Совсем другое дело, если органы местного самоуправления всеми силами стараются отсрочить незабываемый момент, олицетворяющий завершение строительства. В таких случаях вполне можно получить судебное решение, превращающее рассказы о нехватке бюджетных средств в наивное оправдание. Но иногда для этого приходится хорошо постараться.

Жукучастник FORUMHOUSE

И вопрос о том, кто должен строить дороги в сельском поселении (не в СНТ или ДНП) — не вопрос: конечно же, администрация. Тут другой вопрос — сроки. В какие сроки и какие дороги должны быть построены администрацией сельского поселения.

Что делать для того, чтобы администрация вас услышала

Для того чтобы главы местных поселений не остались в стороне от вашей проблемы, связанной со строительством дороги общего пользования, помните: никогда не тратьте время на переписку с такими людьми. Получив первое уведомление о невозможности решить вопрос «по-хорошему», обращайтесь к служителям фемиды. Вот, что думает о решении этой проблемы наша форумчанка, обладающая приличным опытом в решении подобных вопросов.

tor28участник FORUMHOUSE

Я бы вообще послала их отписку в прокуратуру с жалобой. С ними переписываться – это терять время. Если будете все же писать им, то, конечно, на имя главы. Посылать обязательно заказным письмом с уведомлением. Чтобы быстрее получить новую отписку, можно продублировать мылом.

Итак, вот что мы имеем. Если на плане населенного пункта нанесены дороги, съезды и им подобные сооружения (например, мосты), то все они должны строиться, а также обслуживаться средствами и стараниями местной администрации. Конечно, никто не спорит с тем, что старания эти всегда очень сильно растянуты во времени.

Все вышесказанное в полной мере относится к дорогам, обеспечивающим непосредственный подъезд к участку. Их еще называют съездами с дорог общего пользования.

Но еще раз обратите внимание! Надеяться на какие-то действия со стороны администрации можно лишь в том случае, если дороги уже нанесены на общую планировку.

Если нет, то вот мнение, заслуживающее внимания.

Dozenучастник FORUMHOUSE

Когда администрация выделяла вам участки, она должна была заложить в проекте, где должны быть дороги. Надо с администрации «трясти», где должны быть дороги.

На данном этапе, в принципе, проблем возникнуть не должно. Тем более, что земельный участок с капитальными постройками или правом на их возведение должен быть обеспечен проездом к нему. Это сказано в статье 27 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

И это как раз тот случай, когда администрация с большой долей вероятности пойдет жителям навстречу. Если нет, то возможность обращения в прокуратуру еще никто не отменял.

Для тех, кто желает построить дорогу своими силами

Некоторые жители небольших поселков, которым надоело обивать пороги администрации, решаются на строительство дороги общего пользования своими силами. Практически всегда подобный шаг является экономически неоправданным.

tor28участник FORUMHOUSE

Построить дорогу с соблюдением всех норм и правил – очень дорогое удовольствие. А за самострой могут и к ответственности привлечь.

И впрямь, ну подумайте сами, ведь с чего начинается строительство? С разработки проекта, с создания проектно-сметной документации – с дальнейшим согласованием всех документов в государственных инстанциях различного уровня. И это всего лишь перечень «бумажных» работ, предшествующих трудоемкому строительству. А что вас может ожидать после окончания всех этих хлопот? Не всегда это может оказаться чем-то хорошим. Например, ответственность за любой несчастный случай, произошедший на этой дороге, может запросто лечь на плечи самих строителей. Даже одного этого факта многим читателям будет достаточно для того, чтобы всерьез задуматься о целесообразности подобной затеи.

Делаем вывод: каким бы трудолюбием не располагали вы и ваши единомышленники, правильнее всего будет заставить органы местного самоуправления выполнять свои прямые обязанности по обеспечению поселения качественными и надежными дорогами.

Для того чтобы собственный успех в борьбе с бюрократическими препонами не вызывал у вас сомнений, почитайте статью 15 Федерального закона Российской Федерации от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ. В ней говорится о том, что бездействие должностных лиц, ответственных за деятельность в области строительства и эксплуатации автомобильных дорог, в наши дни может сурово караться законом.

Для тех, кто, несмотря ни на что, решился строить дорогу к дому своими руками, на нашем сайте найдется подходящая статья. Если кто-то желает «померяться силами» с представителями местной администрации, то ему будет полезно посетить раздел, посвященный нормативным актам и показательным судебным решениям, которые касаются дорожного строительства. А принять участие в рассуждениях на тему «Кто должен прокладывать дороги?» вы можете в соответствующем разделе. Для всех желающих принять участие в не менее интересных обсуждениях, посвященных представленной тематике, у нас открыт раздел «Практика борьбы с бездорожьем».

Петербургский холдинг «Титан-2», возглавляемый дочерью заместителя министра обороны РФ, получил контракт на проведение субподрядных работ по строящейся в Калининградской области Балтийской АЭС. Стоимость контракта с «Титаном» — более 6 млрд рублей. Значительная часть вырабатываемой АЭС электроэнергии будет продаваться на внешние рынки. Однако до сих пор не определена структура участников проекта.

ЗАО «Концерн Титан-2», инжиниринговая компания холдинга «Титан-2», выступит в качестве субподрядной организации на строящейся Балтийской АЭС. Компания получила контракт стоимостью более 6 млрд рублей. Субподрядчик до конца 2011 года должен подготовить территорию строительства Балтийской АЭС, создать всю необходимую инфраструктуру, а также произвести разработку котлованов под оба энергоблока будущей АЭС. 15 июня начнется работа по разработке котлована первого энергоблока.

«Балтийская АЭС сооружается по тому же серийному проекту «АЭС-2006″, что и Ленинградская АЭС-2, где у нас есть успешный опыт проведения аналогичных работ», — заявила генеральный директор холдинга «Титан-2» Елена Нагинская. Госпожа Нагинская — дочь заместителя министра обороны России Григория Нагинского, с 2007 года она возглавляет ОАО «Титан-2» — управляющую компанию холдинга.

Холдинг «Титан-2» — крупнейшая на Северо-Западе группа строительно-монтажных организаций, возводящих объекты атомной промышленности и энергетики — от разработки проектной документации до сдачи объекта в эксплуатацию. В составе холдинга более 20 бизнес-единиц с общей численностью сотрудников более 4 тыс. человек. Холдинг ведет строительно-монтажные работы на Ленинградской АЭС-2, Калининской, Ростовской атомных станциях, АЭС «Бушер» в Иране, Юго-Западной ТЭЦ и других энергетических объектах. 47,5% компании — у ЗАО «СЛ-Центр», 47,5% — у ЗАО «Н-2», 5% — ЗАО «Концерн Титан-2». Годовой оборот в 2009 году составил около 18 млрд рублей с НДС.

Балтийская АЭС с двумя энергоблоками с реактором типа ВВЭР и суммарной мощностью 2,3 ГВт должна обойтись в €4,5 млрд. Первый энергоблок будет построен к 2016 году. После ввода станции Калининградская область, где будет построена АЭС, становится энергоизбыточной — и излишнюю электроэнергию планируется поставлять в соседние страны. Расчетный срок службы АЭС — 50 лет, основного оборудования — 60 лет. Ввод в действие первого энергоблока запланирован на 2016 год, второго — на 2018 год.

Генеральным проектировщиком станции является петербургский «Атомэнергопроект».

Однако до сих пор непонятна структура участников проекта. Балтийская АЭС — первый проект в российской атомной энергетике, в который приглашаются иностранные инвесторы. Предполагается, что «Росатом» сохранит за собой контрольный пакет АЭС, еще 49% могут достаться компаниям, предоставляющим финансирование для строительства. Итальянская Enel должна принять решение до конца 2011 года. В конце мая «Интер РАО» предложило Польше участвовать в финансировании Балтийской АЭС либо инвестировать в строительство сетей, соединяющих станцию с энергосистемой Европы.

«Крупных подрядчиков, имеющих опыт в строительстве АЭС, в стране единицы, — говорит заместитель управляющего директора ИК «Ленмонтажстрой» Денис Демин. — И история успешной работы на нескольких площадках «Росатома», конечно же, является козырем «Титана». — Балтийская АЭС — в том числе и политический проект: значительная доля вырабатываемой электроэнергии должна будет продаваться за рубеж. И если со стороны европейских государств был найден достаточный спрос, это можно считать и дипломатической победой», — заключает эксперт.

Ирина Бычина

Качество сельских дорог во многих регионах оставляет желать лучшего. Проблема возникает и из-за несоблюдения технологии строительства дорожного покрытия, и из-за того, что ответственные за дороги лица просто игнорируют свои обязанности.

Несмотря на то, что за недоработки в содержании дорожной полосы полагается штраф в размере 300 000 рублей (по статье 12.34 КоАП РФ), решение вопроса не сдвигается с места. Плохая дорога в деревню – это не только ухудшение безопасности поездок по ней, это и снижение привлекательности жизни в сельской местности.

Необходимо, чтобы из деревни легко можно было добраться в город для решения любых своих дел, а по ямам часто не наездишься. Но, чтобы добиться штрафа безответственным хозяевам, нужно знать, кто отвечает за дороги в деревню.

Кто должен ремонтировать

Согласно ФЗ под номером 131 от 06.10.2003 года, определяющем вопросы организации местного самоуправления государства, все вопросы, связанные с дорогами местного назначения относятся к компетенции именно таких органов.

Местная администрация должна следить за состоянием трасс в селе, проводить ремонт сельских дорог, обеспечивая этим безопасность дорожного движения. Трасса с ухабами, ямами, с отсутствием дорожных знаков – это прямая угроза и водителям, пассажирам, и пешеходам. Администрация, управляющая жизнью деревни, должна знать все свои ответственные полномочия, в том числе и в дорожной сфере.

ВНИМАНИЕ! В ФЗ 131 полномочиям местной администрации в дорожной сфере посвящены статьи 1 и 6.

Также нужно учитывать и другие законодательные акты, которые определяют обязанности и права по отношению к дорожному хозяйству, эксплуатации автодорог.

Администрация

Необходимо следить за состоянием и безопасностью дорог, трасс в сельском поселении, между селами и деревнями, проводить соответствующие мероприятия для того, чтобы автодороги местного значения отвечали стандартным требованиям.

Местная администрация занимается самыми разнообразными вопросами по управлению определенной территорией и населенными пунктами. Она должна также следить за качеством автомобильных дорог, осуществлять этапы строительства новых трасс.

Дороги должны быть максимально пригодными для эксплуатации разными видами автомобильного транспорта. Органы местного управления проводят дорожные ремонтные работы, обязательно убирают снежные завалы, при необходимости чистят насаждения вдоль трассы.

Куда жаловаться

Как добиться ремонта некачественного дорожного покрытия в деревне? Современные технологии строительства и ремонта дорожного покрытия позволяют восстанавливать дороги быстро, без дискомфорта для населения.

Строительные материалы для таких работ также доступны в любом регионе. Поэтому местная администрация не имеет никаких оправданий в вопросе плохого сообщения в сельской местности.

Как заставить администрацию сделать дорогу в селе и обеспечить комфорт и безопасность поездок в пределах населенного пункта и за ним?

Населению села нужно направить в администрацию заявление о ремонте, указав на обязанность местного управления решать такие проблемы. Если нет никакой реакции на заявление от органов местного самоуправления, нужно подавать жалобу в прокуратуру и иск в суд.

Прокуратура и суд обязательно отреагируют на заявку, если в ней напомнить об опасности некачественного дорожного покрытия. Оно представляет угрозу для всех участников дорожного движения, а также для пешеходов, которые перемещают по обочине.

ВНИМАНИЕ! Невыполнение органами местно управления своих обязанностей по отношению к сельским дорогам рождает угрозу жизни тех, кто проживает в селе.

Отсутствие хорошего дорожного покрытия приводит к тому, что в деревню не может быстро приехать скорая помощь, служба спасения, пожарные, полиция. В итоге опасные ситуации, возникающие в населенном пункте, только усугубляются и могут закончиться человеческими жертвами.

Что делать

Несмотря на то, что по закону деревня должна быть под неусыпным вниманием органов местного управления, ее жители также не должны быть равнодушными. При пассивности администрации нужно самим действовать, писать заявление, обращаться в прокуратуру.

В администрации нужно заказать генеральный план участка, на котором находится плохая дорога. По плану можно определить владельцев территории. Также получится определить прохождение автомобильной дороги, ее ширину.

Нужно выяснить и тип дороги с учетом стандартной классификации. Потом составляется план работ по ремонту на том или ином дорожном участке.

Местная администрация должна прореагировать на обращение представителей населения. Если получена заявка на ремонт дороги, нужно искать пути решения проблемы.

Населению села может помочь прокуратура (при бездействии органов управления). Прокуратура проводит проверку, выставляет предписания владельцу дорожного участка для немедленного начала ремонта.

Важной поддержкой заявления жителей деревни станет и акт от сотрудника ГИБДД, который вызывается на участок для составления документа.

Требования к качеству

Разработано несколько ГОСТов, определяющих требования к состоянию автомобильных дорог. По ГОСТу 52766-2007 выставляются требования общего значения, в ГОСТе 52398-2005 указывается классификация автодорог, список требований к ним.

Выпущены специальные СНиПы с правилами проведения ремонт дорожного покрытия. Ремонтные работы на сельской дороге проводятся, согласно ГОСТу 50597-93 в течение 10 дней, трассы скоростные должны ремонтироваться за 5 дней.

Если ответственные лица не соблюдают требования к безопасности дорог, не проводят своевременно ремонт, не выполняют обязательств по содержанию, им полагаются административные штрафы. Местная администрация не имеет права на бездействие в устранении проблемных участков на дороге, из-за которых создается угроза безопасности перемещения по трассе.

Заявление

Благодаря современным технологиям не обязательно посещать те или иные инстанции, чтобы подать заявление, получить справку. Это касается и подачи заявки на ремонт сельской дороги. Можно сделать это через специальные ресурсы, экономя ценное время.

Основания

По ГОСТу 50597-93 количество и уровень повреждений на автодороге ограничен. Ямы и выбоины не должны быть больше 60 см в ширину и 15 см в длину, 5 см в глубину. Если ямы больше по параметру, это уже опасно для участников движения.

Советы юристов

Законодательством определена ответственность за строительство, ремонт, содержание сельских дорог. Если жители деревни не довольны качеством дороги в своем населенном пункте, они должны действовать в соответствии с законом и призвать к ответственности местные органы самоуправления. В своих действиях следует опираться на положения ФЗ под номером 131 и под номером 257.

ВАЖНО! Федеральный Закон 131 от 06.10.2003 (статья 14, пункт 1, подпункт 5) указывает на то, что за все вопросы, связанные с ремонтом сельской дороги, поддержанием ее безопасности, отвечают ОМС.

По ФЗ 257 от 08.11.2007 местная администрация должна выполнять такие виды дорожной деятельности, как контроль над сохранностью дорог местного назначения.

Для защиты своих прав юристы рекомендуют обращаться сначала в администрацию самоуправления, только при ее бездействии – в прокуратуру и суд. Бездействие ответственных лиц должно быть признано незаконным.

Для того, чтобы сделать свое заявление более весомым для прокуратуры, нужно сделать упор на опасность плохих дорог для участников дорожного движения. А также на то, что плохая трасса к деревне становится причиной задержки прибытия скорой помощи и пожарной.

Асфальтирование дорог

Асфальтирование дорог — наиболее распространенный способ формирования твердого покрытия, стойкого к нагрузкам и износу. Долговечность дорожного полотна определяется качеством используемого асфальта, а также соблюдением методики его укладки.

Компания «Развитие» выполняет асфальтирование дорог в СПб и Ленинградской области по готовым проектам и с собственной разработкой проектной документации. На нашем счету — многие километры приведенного в порядок дорожного полотна, так что большой опыт позволяет нам гарантировать качество даже в сложных условиях.

Стоимость асфальтирования автомобильных и пешеходных дорог

Цена на асфальтирование дороги под ключ определяется такими параметрами:

  • Протяженностью шириной и рельефом участка, на котором укладывается асфальтовое покрытие.
  • Особенностями грунтов (плотность, структура, уровень грунтовых вод).
  • Интенсивностью эксплуатации дороги.

От последнего пункта напрямую зависят требования к толщине и прочности асфальта. При укладке пешеходной дорожки хватит и тонкого слоя материала. А при формировании покрытия на автомагистрали с интенсивным движением или подъездных путей для тяжелой техники практикуется многослойная укладка с обязательной трамбовкой тяжёлыми катками.

Вид работ Ед. изм. Цена, руб.
Стоимость укладки основания дороги
Устройство набивного основания из песка слоем толщиной 10 см м2 от 150
Устройство основания из щебня известнякового слоем толщиной 10 см м2 от 240
Устройство щебеночной подготовки из гранитного щебня фракции 20/40 толщиной 10 см м2 220
Устройство набивного основания из щебня гранитного слоем толщиной 15 см м2 от 250
Устройство асфальтобетонного полотна слоем 4 см м2 450
Устройство асфальтобетонного полотна слоем 8 см м2 770
Стоимость ремонтных работ на дороге
Фрезерование асфальта толщиной 5 см (с вывозом) м2 от 80
Ямочный ремонт асфальтового покрытия м2 от 900
Ремонт колодцев и поднятие их горловин железобетонными кольцами до 10 см шт. от 1400
Стоимость формирования покрытия дороги
Устройство основания из асфальтобетонной песчаной смеси м2 от 400
Устройство основания из асфальтобетонной мелкозернистой смеси м2 от 550
Устройство основания из асфальтобетонной крупнозернистой смеси м2 от 530
Стоимость выполнения дорожных работ
Проливка основания битумной эмульсией м2 от 20
Устройство дренажной системы (водоотведение) м.пог. от 1500
Укладка геотекстиля в основание м2 от 30
Установка бортового дорожного камня на бетонное основание БР100.30.15 м.пог. от 1000
Установка бортового дорожного камня на бетонное основание БР100.20.08 м.пог. от 750
Укладка покрытия из тротуарной плитки цветной с учетом стоимости плитки и формирования цементно-песчаного основания м2 от 500
Устройство газонов, озеленение; планировка территории, внесение плодородного грунта и посев семян м2 от 280
Укладка асфальта толщиной до 5 см (без учета стоимости материалов) м2 от 60
Установка бордюра БР 100/30/18 м.пог. 1040
Установка бордюра БР 100/30/15 м.пог. 950
Установка бордюра БР 100/20/08 м.пог. 740

Заказать Оформите заявку на асфальтирование дорог на нашем сайте. Выезд мастера для составления сметы бесплатно.

Для формирования сметы необходимо учесть все факторы. Поэтому итоговая стоимость асфальтирования дорог рассчитывается после осмотра участка и утверждения схемы работ.

Технология укладки

Срок службы уложенного асфальта зависит от правильности подготовки основания. В ходе дорожных работ мы производим выемку грунта с выравниванием поверхности трассы. Далее укладывается базовый слой (щебневая подсыпка), который обеспечивает сохранность дорожного полотна.

Поверх утрамбованного основания укладывается несколько слоев асфальтовой смеси (по горячей либо холодной технологии). Выравнивание с использованием тяжёлых катков повышает прочность асфальта, позволяя удалить малейшие дефекты, которые могут снижать скорость движения или стать причиной аварии.

При незначительных повреждениях полотна мы также производим ямочный ремонт или замену отдельных участков покрытия.

Асфальтирование дорог компанией «Развитие»

Уложить асфальт на пешеходную дорожку, подъездные пути или автомобильную магистраль в Санкт-Петербурге и Ленинградской области могут специалисты компании «Развитие». Наши достоинства:

  • Многолетний опыт проведения дорожных работ.
  • Укладка дорожного полотна «под ключ» — от создания проекта до финишного выравнивания с нанесением разметки.
  • Собственный парк спецтехники.
  • Возможность быстрой укладки дорожного полотна на протяженных участках.

Наша компания выполнит укладку асфальтового полотна по доступным ценам, используя при этом современные высокопрочные материалы, стойкие к износу. Гарантия на асфальтовое покрытие прописывается в договоре, так что мы изначально стремимся сделать уложенный асфальт максимально долговечным даже при интенсивной эксплуатации.

На российское бездорожье — то есть места, куда в распутицу не проехать ни одним видом транспорта, приходится по меньшей мере 40% деревень и сел (по оценкам профессора НИУ ВШЭ Юрия Плюснина). Корреспондент «КП» посетила семь таких селений в Костромской области и пришла к выводу: в отличие от других русских деревень эти вымирать не собираются, а живут в них не только одинокие старики, но и очень даже инициативные и предприимчивые люди.

Мое знакомство с жителями изолированных сел начинается в 400 км к северо-востоку от Костромы, в окрестностях города Кологрива.

Все те 40 км, что отделяют Черменино от райцентра, мы движемся по трассе почти в полном одиночестве. Редкие машины — исключительно груженые лесовозы и исключительно по встречной полосе — едут «оттуда».

«Туда» — только мы

«Это хорошо, что еще холодно», — утешительно комментирует мой проводник Олег. Как потеплеет, проехать сюда практически невозможно: дорогу то и дело размывает, а что не доделали дожди, довершают лесовозы — тяжелые, по 20 и более тонн тягачи проворачивают остатки ветхого покрытия до состояния фарша.

Внедорожник сворачивает на неприметный съезд с указателем — мы въезжаем в Черменино. Олег тормозит у вытянутого одноэтажного барака на две квартиры.

Откуда не сбежать

Плотник, столяр, мастер резьбы по дереву и знаток деревянного зодчества Александр Большаков родился в подмосковной Истре, большую часть жизни проработал в Москве, преподавал свое ремесло, держал мастерскую в самом центре — в двух минутах от метро «Кропоткинская».

Но в 2011-м решил перебраться обратно в деревню. «Так и осел в Черменине», — сквозь густющую седую бороду улыбается он. И о переезде не жалеет — возрождает народное творчество и промыслы. Ложки, обереги, посуду и иную домашнюю утварь, сделанную по раскопанным Большаковым старинным образцам, охотно берут в Москве и других городах. С доставкой проблем тоже нет, заказы покупателям мастер отправляет по почте — она в Черменине еще есть, работает раз в неделю.

Большаков своей жизнью в непролазной дыре на несколько десятков человек вполне доволен. Только при упоминании числа жителей деревни Александр Владимирович поправляет меня — не 85 человек, а только 20.

Остальные 65 — обитатели двухэтажного строения за сеткой. Три года назад сюда перевезли психоневрологическое отделение Кологривского дома престарелых и инвалидов.

— Почему именно сюда? Дык потому что, присмотрись, они без решеток там сидят даже, без охраны. Бежать отсюда некуда.

Не жить, а выжить

Бездорожье в удаленных районах Костромской области царило испокон веков, с небольшим просветом цивилизации, пришедшемся на советские поствоенные годы. Сегодня же истинным хозяином этих мест, как и тысячу лет назад, остается вовсе не человек, а непроходимый черный черемисский лес, протянувшийся на 1200 километров с севера на юг и на 600 — с востока на запад.

В райцентр нет железнодорожных путей, ближайшая станция к нему — Мантурово — в 60 км отсюда. Дороги областного значения, что соединяют местные села с Кологривом, бывают недоступны иной раз целыми неделями, особенно в весеннюю и осеннюю распутицы. До отдаленных селений зачастую не проехать и зимой, если не расчищена дорога.

Ни сам город, ни десятки сел и деревень вокруг него даже не газифицированы.

Поддержкой государства местные жители вообще едва ли могут похвастать, хотя две трети населения здесь — пенсионеры и бюджетники.

То же Черменино от появления дома престарелых должно было получить если не новую жизнь, то хотя бы второе дыхание. Так во всяком случае уверяло начальство.

На деле никакой поддержки: ни обещанных дополнительных фельдшеров и врачей, ни главного — машин, которые так нужны селу, где живет два десятка пожилых людей, почти отрезанных от цивилизации, — так и не появилось.

Но цивилизация идет: пенсионеров и льготников в районе поголовно переводят на банковские карточки, и им приходится добираться (если погода позволяет) в Кологрив до единственного на весь район банкомата. Хоть смейся, хоть плачь.

И если по теплу основная беда этих мест — как проехать, то в зимние полгода — чем топиться и на что. Тем не менее, пока одни жалуются на отсутствие газа и центрального отопления, другие видят в этом свои преимущества.

— За 7 — 10 тысяч можно приобрести лесовоз на 25 — 27 кубов колотых дров, которыми семья может топиться 10 — 12 месяцев. А если бы газ был, то на отопление ей за то же время уходило бы 30 — 40 тыс. руб, — говорит один из местных жителей.

Впрочем, мнения о том, выгодно ли топить дровами, или лучше, чтобы был газ, у жителей удаленных поселений разнятся.

— В последние пару лет с дровами совсем туго. Заготавливают ведь частники, а им то «Платон» ввели, то бензин повысили, то НДС. Вот и взлетели цены на треть, а в этом году нашим лесорубам аренду земли на 40% задрали, а значит, еще на них подорожает! — негодует один из жителей села Вохма, центра самого северо-восточного района области.

Мастер резьбы по дереву Александр Большаков когда-то имел небольшой бизнес в Москве, но уехал под Кострому, в городок Кологрив, возрождать народные промыслы — и ни о чем не жалеет.Фото: Мария ШЕР

Профессия — опекун

— Основная проблема у нас, кроме дорог и расстояний, — безработица, — со вздохом рассказывает Сергей Зайцев, глава Талицы, села на 300 человек в 53 км от Вохмы.

Работают здесь в основном на лесозаготовках, в социальной сфере или занимаются отходничеством — ездят на работу в райцентр или более крупное село.

Кто-то находит источник дохода в традиционных для этих мест промыслах — охоте, рыбалке, сборе чаги, ягод, грибов. Все держат личное подсобное хозяйство — огороды, реже — скот. Мужчины подрабатывают колкой дров, женщины шьют, ведут свадьбы.

Но встречаются и более оригинальные способы заработка.

Есть в Соловецком (в 20 км от центра Октябрьского района — села Боговарово) две профессиональные приемные семьи для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

— В одной четверо приемных, в другой пять, — поясняет глава Соловецкого Ирина Лысова. — Все дети из Костромской области. Кого-то из Мантурова берут, кого-то из Костромы. Еще в одной семье в этом селе живут сразу 8 приемных.

Помимо собственно денег на детей, эти родители получают зарплату за их содержание и воспитание.

В изолированных селах жить за счет опеки выгодно и жителям, и самим поселениям, ведь так сохраняются школы. Именно они, по словам местных, являются основным индикатором «живости» села. Так что обилие опекунских семей в целом характерно для этих краев. Точно так же выживает школа в кологривском Илишеве,14 из 18 ее учеников — из приемных семей.

— Когда закрывают больницу — это еще полбеды, — говорят местные.

Ждать по два часа «Скорую» в райцентр и столько же трястись в ней — к такому местные привыкли.

— Но вот когда закрывают школу — то все, считай, умерло село. Все мужики, кто с семьями, детьми, вынуждены уезжать, остаются только старики-пенсионеры, — объясняет тетя Шура.

Счастье в медвежьем углу

Но есть в этих забытых богом селениях и совершенно другой тип людей — тот, для кого неприемлемо кормиться ни с опекунского, ни с пенсионного, ни с какого другого государева рубля.

Подачки им не нужны. Они понимают лишь один тип денег — поднятых собственноручно, своим горбом и трудом, всему вопреки.

Такова и семья потомственных ювелиров, встреченная мною в Вохме.

Три поколения — изначально геологов, затем — мастеров ювелирного дела и художников по металлу, кожевенников и резчиков по дереву, они честно пытались играть по государственным правилам долгие годы. Но в итоге установили собственные.

— Было у нас и официальное юрлицо, организация. Вначале фирма, потом ИП. 17 человек персонала держали, сами искали их, учили, — рассказывает глава семьи, красивая статная блондинка лет сорока пяти по имени Марина.

Три года ушло только на набор и обучение трудового коллектива.

Но государство не оценило вклад переехавших с далекого Урала мастеров.

— Все налоговики, пенсионщики в райцентре смотрели на нас, как на чудаков: зачем, говорят, вы 100% зарплаты-то белой платите? Можно же меньше! — вспоминает Марина.

Теперь работников в мастерской больше не держат — пришлось сократить. Увольняли, впрочем, по всем правилам — не только с уплатой всех полагающихся взносов, но и выплатой золотых парашютов в размере трехмесячного дохода — щедрость немереная по меркам вохомских работодателей даже госсектора.

Нынче единственная ниточка, связывающая фирму с государством, — патент самозанятого. И лицензия на работу с драгметаллами, ее, конечно, никто не отменял.

— В кои-то веки по доходам никому не надо отчитываться, кто там и сколько мне перевел на карту, — объясняет Илья, зять Марины, тоже работающий в семейном деле.

В бытовом же смысле семейная артель и вовсе обособилась от государства, поддерживая жизнь трех своих поколений автономно. Свое жилье семья ювелиров обустроила по принципу классической работной избы: на втором этаже спят и живут, на первом держат станки и работают.

— И слава богу, что у нас здесь такой медвежий угол! Осталось только скважину свою прорубить да солнечные батареи поставить, чтобы вообще никак не зависеть от государства, — подытоживают ювелиры.

***

Не знаю, как насчет всех остальных, но виденные мною эти русские деревни точно не спешат умирать.

Да, не просто глухие, а непролазные и непроездные, да, стареющие и безработные — но они хотят жить.

Другое дело, что жизнь зиждется не на мнимых устроителях от государства, сидящих за сотни километров, а на плечах людей, здесь живущих, — изобретательных, неугомонных.

И пока они стоят — эти удивительные северные сильные люди, будут стоять и кологривские, октябрьские, вохомские села.

Сколько деревень было в России

ОСОБОЕ МНЕНИЕ

«Хотите помочь? Отстаньте от людей! Они как-то выживают и без вас»

Своим мнением о том, должно ли государство помогать жителям изолированных сел и, если да, то как, по просьбе «КП» поделилась ведущий российский специалист по развитию регионов, профессор географического факультета МГУ Наталья ЗУБАРЕВИЧ:

— В России есть места, где люди совершенно не рвутся, чтобы у них были дороги. Потому что будут дороги — сюда придет государство. Придут надзорные органы, которые посмотрят, как они в путину рыбу ловят или делают какие-то левые поставки.

Изолированная Россия, живущая вне дорог, выживает чисто за счет теневой экономики. Безусловно, это извращенная система, но у людей нет никаких других ресурсов, кроме собирательства и теневой экономики. Дороги им не очень-то для этого нужны. Но дети там не остаются. Они все уезжают. Это парадокс: где-то без дорог людям лучше, потому что нет государства и соответственно нет угрозы для теневой экономики.

Построить и содержать инфраструктуру на территории всей страны — нереально. Россия — это 17 миллионов квадратных километров. Мы замаемся искать деньги, чтобы везде были хорошие дороги. Это наш крест. Россия — слишком большая страна. Конечно, надо думать, как помочь людям периферии. Как по мне, то главный принцип здесь — отстаньте от них, они как-то выживают и без вас.

Автор выражает благодарность Фонду поддержки социальных исследований «Хамовники» за помощь в подготовке материала

Дорога в деревне

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *