Как залить полы в гараже?

Как правильно залить бетоном пол в гараже своими руками, пошаговое руководство и пропорции

О том, как залить чистые полы в здании гаража бетоном своими руками, известно профессиональным строителям, мастерам с большой буквы. Но они не спешат раскрывать секреты, делать их достоянием общественности. Между тем, особых сложностей в этом нет, потребуется только скрупулезное соблюдение технологии, использование качественных материалов и минимум инструмента.

Основные преимущества

Автолюбители, планирующие устройство бетонного пола в гараже, хотят понять, в чем его преимущества и недостатки, отличие от латексного или деревянного. Такое покрытие устраивают на открытых площадках, пандусах, оно подходит для автостоянок и закрытых утепленных боксов.

Достоинства пола из бетона заключаются в следующем:

  • долговечность;
  • низкая стоимость;
  • универсальность;
  • простота изготовления.

На полностью застывший, набравший прочность пол можно без опаски ставить мотоцикл, машину – он выдержит вес, не раскрошится и не испортится.

Необходимые инструменты и материалы

Чтобы сделать бетонный пол, понадобятся несложные, распространенные инструменты. Для приготовления смеси потребуется бетономешалка – специальная установка с электроприводом. Использовать ручной труд не рекомендуется по 2 причинам: уйдет больше времени, и для равномерного распределения компонентов в смеси понадобятся значительные усилия, к тому же полный объем работ придется разбить на небольшие порции, равные емкости замеса.

Еще будет нужна гладилка – это специальное приспособление для разравнивания бетонной смеси; уровень, а также несколько совковых лопат. Материалы, которые нужны для изготовления пола, легко купить в строительном магазине: цемент, щебень и песок. Для большей прочности не помешает использовать армирование – сетки или готовые каркасы.

Выбор бетонного покрытия

Важным критерием выбора будущего бетонного покрытия является марка. От нее будет зависеть прочность пола, долговечность и пропорции компонентов. Правильный подбор состава смеси с учетом требований, предъявляемых к изготавливаемой плите, – это половина успеха.

Важный момент связан с самим основанием: будет пол устраиваться по грунту или поверх существующего, «старого» покрытия. Вероятно, потребуется выемка верхнего слоя почвы (в первом случае) и обязательное устройство щебеночной подготовки.

Для начала работы нужна разметка: какой будет толщина пола, где на стенах нанести линии, обозначающие верхний обрез будущего покрытия. Состав «пирога», непосредственно предваряющего бетонный пол, следующий: слой песка без глинистых примесей, не речного (до 5 сантиметров), поверх него – щебня (около 10 сантиметров). А уже в конце ляжет монолитная плита толщиной не менее 10 сантиметров.

Легкового

Для малолитражки, небольшого автомобиля определяющим фактором является толщина щебеночного слоя и бетона – примерно по 100 миллиметров. Неплохо, если верхняя кромка готового покрытия будет вровень с уровнем земли за воротами, чтобы не образовался порожек: так удобнее пользоваться гаражом, въезжать и выезжать.

В качестве армирования подойдут сетки из проволоки диаметром 5-6 миллиметров – это повысит прочность конструкции.

Грузового

Для миниавтобуса, грузовика требования к основанию пожестче: толщины щебня и плиты увеличиваются вдвое, а в качестве каркаса используются арматурные стержни или сварные сетки из проката диаметром 1-12 миллиметров. Соответственно, марка цемента должна применяться не ниже М400.

Подготовительные работы

Подготовка включает в себя выемку грунта или удаление старого пола (земляного, деревянного). Основным руководством на этой стадии будут следующие требования: работать аккуратно, в соответствии с заранее определенными толщинами слоев подсыпки/пола, обязательно использовать уровень.

«Халтурить» крайне нежелательно: огрехи, допущенные на начальном этапе, потребуют корректировки на последующих. Например, ошибка при расчете покрытия, небрежная копка вызовут перерасход бетона, необходимость выравнивания отметки чистого пола увеличением количества смеси.

Разметка уровня

Включает в себя вынос линий на стены, установку высотных маячков, облегчающих работу. Идеальным является вариант разметки с помощью нивелира, но в качестве компромисса подойдет и использование уровня – лазерного или водяного. Задача состоит в уравновешивании пузырька точно посередине, это означает, что планируемая поверхность (линия) горизонтальна.

Чтобы облегчить себе задачу, риски выполняют ярким маркером, который буден заметен на фоне стены. Допустимо натянуть по вбитым гвоздям тонкий шнур (например, белый).

Подготовка грунта

Заключается в очистке от загрязнений (проливов масла, мусора), выемке верхнего слоя почвы и углублении до необходимого, заранее определенного, уровня. Удаляются также корни растений, деревьев, трава, любые посторонние включения. Они останутся под покрытием, могут начать разрушать его и не позволят выполнить работу с хорошим качеством.

Корневая система цветов способна пробивать такие плотные структуры, как бетон и асфальт, поэтому очень важно полностью избавиться от их присутствия.

Засыпка песчано-гравийной подушки

На самом деле слои гравия и песка не смешиваются, как компоненты в кулинарии, а укладываются поочередно на грунт. Рекомендуется выровнять «пол» мини-котлована, чтобы потом аккуратно и точно распределить компоненты подушки. Иногда советуют замачивать и утрамбовывать песок, чтобы увеличить плотность слоя, заполнить все пустоты на дне ямы.

По поводу щебня: профессионалы предпочитают использовать не одну фракцию, а смешанную – до 2/3 средней, остальное – мелкой. Такие пропорции обеспечат требуемую жесткость слоя, чтобы он не «играл», а отдельные частички плотно легли друг к другу. Щебень также трамбуют ручной или механизированной трамбовкой. Поверх него устраивается гидроизоляция.

Современные технологии позволяют использовать дешевые и эффективные методы для обеспечения гидроизоляции будущего покрытия, исключения его контакта с грунтом и водоносными горизонтами. Например, обычная полиэтиленовая пленка, применяемая для теплиц и парников. Существуют и более «серьезные» составы – полимерные и на основе битума. Их нужно нанести на готовую подготовку, дождаться высыхания, а потом приступать к следующему этапу – укладке армокаркаса.

Мнения относительно необходимости усиления бетона стальными стержнями или сеткой расходятся: с одной стороны, такой шаг увеличивает прочность плиты, с другой – повышает стоимость работ. Сам по себе бетон хорошо переносит распределенные и точечные нагрузки на сжатие, но при резком перепаде давления может лопнуть.

Арматура в теле плиты воспринимает внешние воздействия и позволяет рассредоточить их по всей плоскости конструкции. Сетку и каркасы используют для укрепления пола, повышения его прочности, надежности. При этом металл укладывается с небольшим зазором (не вплотную), чтобы образовался защитный слой бетона (обычно 2-3 сантиметра).

Заливка бетона

Компоненты закуплены, все готово для бетонирования и устройства пола. Остается определиться с методами реализации: смешивать раствор вручную ил с помощью бетономешалки. Последний вариант повысит качество бетона, увеличит производительность труда. Совсем не обязательно покупать для этого новый агрегат, его можно взять в аренду.

Не стоит забывать о соотношении компонентов бетона – щебня, песка и цемента, а также количестве добавляемой воды.

Жидкая смесь лучше укладывается, но марка ее будет ниже, жесткая сложнее в работе, зато плита выйдет прочная и надежная. Как компромисс, возможен вариант с покупкой готовой смеси на бетоносмесительном узле – ее изготовят и привезут прямо на объект, в требуемом количестве и с необходимым качеством. Весьма желательно, для хорошего заполнения пустот, использовать вибратор или виброрейку.

Расчет толщины слоев

Толщина слоев, выбор марки цемента и расчет компонентов смеси зависят от нагрузки на будущее основание. Для обычного гаража, в котором будет стоять велосипед или мотоцикл, она одна, под легковушку – другая, для грузовика – третья. Ориентировочно толщина плиты под малолитражку выбирается в пределах 100 миллиметров, для автомобиля большего веса – в 2 раза толще. Слой щебня примерно равен этому значению, песка – около 5 сантиметров.

Маяки нужны не только на море, но и в строительстве: по ним определяют отметки и границы укладываемого слоя бетона. Выставляют маркеры по высоте, отмечая верхний обрез будущей плиты, а также по краям, если заливка производится в несколько этапов. Их цвет и материал выбирают так, чтобы хорошо видеть на сером фоне цемента.

Заливка стяжки

Стяжка выполняется из цементно-песчаного раствора и относится к дополнительным работам. Чаще всего ее делают, чтобы выровнять поверхность или перед устройством утепляющего слоя.

Проблемы, с которыми часто сталкиваются

Существует ряд вопросов, на которые стоит обратить внимание начинающих мастеров, чтобы помочь им избежать ошибок:

  1. Оседание участков пола. Скорее всего, образовались пустоты в подготовке или сама она выполнена недостаточно тщательно.
  2. Трещины (сетка мелких или глубокие). Нарушена технология: выбор водоцементного отношения неверен, нагрузку приложили ранее наступления схватывания смеси (28 суток), работы выполнялись при отрицательных температурах.
  3. Визуально заметна разница в высотных отметках по углам, сторонам, в центре плиты углубление (выступ). Неправильно выставлены маяки или бетонирование выполнено без них, не производилось выравнивание смеси после укладки.
  4. В отдельных местах образовались пустоты под твердым верхним слоем. Смесь не вибрировалась, в результате чего щебень неравномерно заполнил опалубку.

Соблюдение требований технологии, точное следование правилам укладки позволят получить качественный, надежный пол, который прослужит долго.

Поделиться ссылкой:

Бетонный пол в гараже: чем покрыть бетонный пол, чтобы не пылил своими руками

Любите проводить время, занимаясь обслуживанием, ремонтом и улучшением своего автомобиля? Тогда наверняка для вас гараж по важности и общему количеству проведенных там часов может вполне конкурировать с домом, где вы живете. И вы точно понимаете, что в гараже должны быть выполнены на хорошем уровне все составляющие части — стены, крыша, ворота, освещение, вентиляция и пол. Особенно это касается последнего, к которому предъявляются довольно строгие требования по прочности и способности выносить динамические/статические нагрузки без разрушения. В полной мере таким запросам отвечает бетонный пол в гараже.

Бетонный пол в гараже

Бетонный пол в гараже своими руками

Основные требования к бетонному полу в гараже

Как уже было сказано выше, пол в гараже должен отвечать некоторым довольно строгим требованиям. И, прежде чем приступать к описанию строительного процесса, изучим их.

  1. Высокая стойкость к статической нагрузке. Что очевидно, бетонный пол в гараже должен выдерживать массу автомобиля. Причем желательно, чтобы эта стойкость была с «запасом», а пол мог выдержать не только обычную легковушку, но и тяжелый внедорожник или фургон. Кроме того, к весу автомобиля нужно прибавить массу всех вещей, которые могут храниться в гараже – запасных частей, инструментов, верстака, стеллажей и многого другого.

    Коррозионная стойкость бетонов

  2. Прочность покрытия. Бетонный пол в гараже не должен крошиться и разрушаться при падении на него какого-нибудь тяжелого инструмента или иного другого металлического изделия.
  3. Стойкость к химическим воздействиям. Обслуживание и ремонт автомобиля в гараже неразрывно связан с применением различных горюче-смазочных материалов, красок, растворителей и прочих жидкостей. И, несмотря на всю аккуратность мастера, что-то обязательно прольется на пол. Бетонное покрытие должно быть стойким ко всем указанным выше техническим жидкостям – их попадание на поверхность не должно приводить к ухудшению прочностных характеристик материала.

    Бетонное покрытие крепкое и надежное

  4. Пожаробезопасность. Как правило, все технические жидкости, упомянутые в предыдущем пункте, хорошо горят. Пол из бетона должен быть стойким к воздействию пламени и не терять при высоких температурах свою прочность. Кроме того, он не должен способствовать распространению огня в гараже.
  5. Стойкость к перепадам температур. Далеко не все гаражи имеют собственное отопление. Но даже в тех постройках, что обогреваются, редко поддерживается постоянная комнатная температура вне зависимости от погоды на улице. Потому бетонный пол должен выдерживать достаточно серьезные перепады температур, в том числе переходы от ее положительных значений к отрицательным и наоборот.

    Преимущества и недостатки бетонного пола для гаража

  6. Возможность уборки. Хороший автовладелец поддерживает свой гараж в порядке, и желательно, чтобы пол поддавался регулярной чистке.
  7. Долговечность. Как и любая другая часть постройки, пол в гараже должен прослужить своему владельцу несколько десятков лет до того момента, когда понадобится ремонт или полная замена покрытия.

Пол из бетона в гараже

Важно! Покрытие из бетона соответствует всем тем требованиям, которые предъявляются к таковому в гараже. В дополнение к этому из положительных сторон можно выделить возможность обустройства покрытия самостоятельно, практически не прибегая к услугам третьих лиц.

Долговечность бетонного пола в гараже зависит от правильности его конструкции

Решив залить в своем гараже пол из бетона, учтите, что у подобного покрытия есть свои недостатки.

  1. Трудоемкость процесса. Да, пол из бетона в гараже можно выполнить и самостоятельно. Однако это сложная и тяжелая работа, которая потребует от автовладельца много времени и сил. Но если у вас нет желания или возможностей сделать пол в гараже из бетона самостоятельно, то можно обратиться к бригаде мастеров, которые выполнят все за вас. При этом все равно необходимо понимать, как это покрытие создается – так вы сможете лучше контролировать результаты нанятых вами людей.
  2. Пыль. В гараже, где залит бетонный пол, она будет присутствовать постоянно – в воздух будут подниматься небольшие частицы от покрытия. Как вы понимаете, пыль не делает нахождение в помещении приятнее и к тому же пачкает автомобиль. Эту проблему можно решить с помощью отделки пола плиткой, защитным полимерным покрытием или краской.

    Пыль в гараже — обычное дело

  3. Непривлекательный внешний вид. Бетонный пол в гараже, залитый по всем инструкциям, обладает прочность и долговечностью. Но при этом он выглядит не слишком красиво. Как и в предыдущем пункте, проблема решается с помощью отделки плиткой или иным другим материалом.

Устройство самого простейшего бетонного пола в гараже. В самом низу – слой утопленного и утрамбованного грунта. Поверх него – слой гравия или щебня, над которым создается подушка из песка. Они являются опорой для бетонного пола и компенсируют сезонные пучения грунта. Над ними укладывается гидроизоляция и, в некоторых случаях, слой утеплителя. И, наконец, самый верхний слой – бетон, армированный металлическими прутьями

СНиП 2.03.13-88. Полы. Файл для скачивания (нажмите на ссылку, чтобы открыть PDF-файл в новом окне).

СНиП 2.03.13-88

Бетонный пол в гараже – разница между марками цемента

Работы по созданию пола в гараже начинаются с подбора строительных материалов. Среди них наиболее важным является цемент – главный компонент для создания бетона. И здесь необходимо сделать небольшое теоретическое отступление, которое предотвратит последующую путаницу и снизит риск ошибки при выборе строительных материалов. Рассмотрим, какие бывают марки бетона/цемента, и есть ли между ними прямая связь.

Чаще всего при строительстве фундаментов, стен, полов и прочих конструкций из бетона используется портландцемент – цемент с преобладающим содержанием силиката кальция

портландцемент

Характеристики и состав строительных материалов, применяемых как для возведения промышленных сооружений и общественных зданий, так и для частных домов и хозяйственных построек, достаточно точно определены в государственных стандартах. В частности, это касается и бетона. Его основной характеристикой является прочность на сжатие, измеряемая в килограмм-силах на квадратный сантиметр (или сокращенно кгс/см2). Именно она указывается в маркировке бетона за буквой «М». С основными подвидами бетона, различающимися по прочности на сжатие и области применения, вы можете ознакомиться ниже.

Таблица. Бетон – основные марки.

Марка бетона Краткая характеристика и сфера применения

М100

Бетон с малой прочностью, но при этом с очень низкой ценой. Используется в подготовительных работах при заливке более качественных смесей.

М150

Прочность и стоимость чуть выше, чем у предыдущей марки. Также используется при подготовке к заливке монолитной фундаментной плиты или бетонной ленты и для создания пешеходных дорожек.

М200

Бетон данной марки представляет собой оптимальное сочетание цены и качества. М200 достаточно прочен, чтобы им можно было заливать полы в гараже под легковой автомобиль.

М250

По сравнению с М200, обладает повышенной прочностью, стойкостью к атмосферным осадкам и перепадам температур. Подходит для обустройства пола в гараже под тяжелые транспортные средства, а также для покрытия в постройках, расположенных в местности с высоким уровнем грунтовых вод.

М300

Особо прочный бетон, обладающий выдающимися прочностными характеристиками. М300 отличается долговечностью и подходит для заливки полов в гаражах под самую тяжелую технику.

М350 и выше

Бетон данных марок используется при строительстве гидротехнических и военных сооружений, а также для создания свай под многоэтажные здания. Для обычного гаража прочность М350 избыточна, использовать его можно, но финансово нецелесообразно.

В настоящее время с применением бетона М400 осуществляется возведение различных типов сооружений — мостовых, тоннельных, гидротехнических, а также строительство складских помещений, хранилищ, автомобильных дорог и любых других объектов, которые в дальнейшем будут эксплуатироваться в условиях повышенной нагрузки

Теперь обратим внимание на главный компонент бетона — цемент. Он имеет аналогичную маркировку – букву «М» и цифру, выражающую прочность материала на сжатие в кгс/см2. Чем лучше марка цемента, тем он дороже, но, вместе с тем, и прочнее. Что очевидно, показатель прочности на сжатие готовой бетонной смеси зависит от используемого при создании цемента. Но при этом следует учитывать еще и его соотношение с цементом и песком. Ознакомиться с более точными данными вы можете на изображении, приведенном ниже.

Таблица с массовыми и объемными пропорциями цемента, песка и щебня в зависимости от необходимой для получения марки бетона

Еще одна похожая таблица, показывающая примерную массу цемента, необходимую для получения бетона определенной марки

Водоцементное соотношение различных марок бетона – количество литров воды на один килограмм цемента

Важно! Помимо цемента, при покупке стройматериалов для бетонного пола в гараже обратите внимание на песок и щебень. Первый должен быть достаточно чистым и содержать в себе минимальное количество посторонних примесей, кусков глины или мусора. А щебень должен иметь подходящую для данных строительных работ фракцию – мелкую или среднюю.

щебень

Калькулятор — Расчет количества бетона для заливки пола в гараже

Бетонный пол в гараже своими руками – пошаговая инструкция

Теперь, когда вы ознакомлены с требованиями к покрытию и особенностями выбора стройматериалов, рассмотрим сам процесс обустройства бетонного пола в гараже. Его (процесс) можно разделить на следующие этапы:

  • подготовка котлована;
  • создание подушки из песка и щебня;
  • укладка тепло- и гидроизоляции;
  • монтаж арматуры;
  • заливка бетонной смеси.

арматура

Список инструментов

В качестве вступления рассмотрим основные инструменты, применяемые для заливки бетонного пола в гараже. Обустройство котлована под песчано-щебневую подушку и бетонную плиту требует земляных работ. Для этого вам понадобятся штыковые лопаты и садовая тачка для вывоза грунта. При недостатке времени и наличии денег к этой работе можно привлечь услуги экскаваторщика.

Штыковая лопата

Садовая тачка

Дно котлована, а также слои щебня и песка при подготовке основы под бетонную плиту, требуют особого уплотнения. Выполняйте эту работу при помощи ручного или машинного трамбовщика. Первый дешевле и проще в обращении, второй дороже, но при этом эффективнее и быстрее в работе.

Ручная трамбовка

Машинный трамбовщик

Для точного определения поверхности пола вам понадобятся следующие инструменты: рулетка, водяной или лазерный уровень, колышки из дерева или кусков арматуры, капроновая нить и карандаш для нанесения отметок.

Лазерный уровень

Водяной уровень

Установка опалубки подразумевает работу с древесиной. Для распиливания досок и сколачивания из них готовых конструкций вам понадобится электрический лобзик, шуруповерт, отвертка и молоток. Также в дополнение к этим инструментам возьмите болгарку или ножовку по металлу – для резки прутьев арматуры.

А для заливки бетонной смеси и ее разглаживания на полу используйте приведенные ниже инструменты.

  1. Совковая лопата – для распределения смеси по помещению.
  2. Правило – широкая и длинная металлическая линейка для разравнивания залитого бетона или нанесенной штукатурки.
  3. Вибрационная машина – для удаления воздушных пустот из бетона.
  4. Игольчатый валик – для тех же целей.
  5. Шланг с насадкой с мелкими отверстиями или лейка – для смачивания бетона в ходе схватывания.

Правило

Вибрационная машина для бетона

Игольчатый валик для удаления воздушных пустот в верхнем слое залитого бетона

Подготовка котлована

Шаг 1. Строительство бетонного пола начинается с создания площадки для подушки из песка и щебня. Если производится ремонт гаража, то в нем демонтируются старые перекрытия. А если речь идет о новой постройке – снимается верхний плодородный слой земли и вырывается котлован глубиной от 25-35 см. В данном случае в качестве примера приведено обустройство бетонного пола в ходе ремонта гаража – сначала было снято старое и пришедшее в негодность деревянное покрытие.

Подготовленное основание

Шаг 2. Затем начинается обустройство смотровой ямы (если в вашем гараже она не будет создаваться, то просто пропустите этапы, связанные с ней). В данном случае ее стенками будет металлический короб, вкопанный в землю. Сверху он дополняется досками.

Короб смотровой ямы

Шаг 3. Вокруг самого короба смотровой ямы вырывается котлован – он необходим для заливки бетонных стенок. Но перед этим там обустраивается теплоизоляция, представляющая собой наружную (для короба смотровой ямы) обшивку из пенополистирола.

Показан слой пенополистирола в качестве теплоизоляции

Шаг 4. Далее обустраивается опалубка для смотровой ямы. Верхняя часть должна лежать вровень с будущей поверхностью пола.

Опалубка для смотровой ямы

Важно! При монтаже опалубки необходимо устанавливать распорки – без них залитый бетон может продавить доски и застынуть в виде неровной по вертикали стенки, расширяющейся к своей нижней части.

Шаг 5. В пространство между досками опалубки укладывается пластиковая труба – через нее будет проводиться электрический кабель для подключения освещения и различных инструментов в смотровой яме.

Пластиковая труба для подводки электрокабеля

Шаг 6. С поверхности грунта на дне котлована убираются камни, мусор и остатки растений, если они имеются. Затем земля утрамбовывается вручную или при помощи специальной машины.

Грунт тщательно утрамбован

Шаг 7. При помощи лазерного или водяного уровня производится разметка и определение высоты от грунта до поверхности будущего бетонного пола. Результаты замеров заносятся в виде меток на стены и фиксируются при помощи вбитых в землю колышков и натянутых между ними нитей. Колышки устанавливаются посередине узкой стены гаража и по его углам.

Сам колышек и натянутая нить выделены стрелкой

Важно! В некоторых случаях пол в гараже заливается не прямой, а с наклоном 1-2%. Это необходимо для ухода воды или масла с поверхности к канализационному стоку внутри постройки или на улице.

Шаг 8. На утрамбованный грунт засыпается щебень, разравнивается правилом, а поверх ложится песок. Толщина каждого отдельного слоя – по 5 см, в итоге 10 см. При необходимости подушка из щебня и песка делается больше. Последний при этом необходимо как можно тщательнее утрамбовать, вручную или при помощи специальной машины. Признак качественной работы – отсутствие глубоких следов от обуви после прохождения по песчаной подушке.

В данном случае от песчаной подушки до уровня будущего бетонного пола остается 15 см

Гидро- и теплоизоляция, подготовка армирующей решетки

Залитую бетонную плиту необходимо защитить от проникновения жидкости из грунта, а также от пучения. Кроме того, перед началом работы с цементной смесью необходимо создать армирующую решетку из металлических прутьев.

Шаг 1. По краям будущего пола устанавливается деревянная опалубка высотой 15 см. Доски друг с другом соединяются при помощи металлических уголков. С внешней стороны между опалубкой и стенами укладываются куски пенопласта толщиной 5 см. Создание подобной конструкции необходимо для отвязки пола от стен. В таком случае они будут представлять собой два элемента с определенной степенью независимости. И при пучении грунта или осадке здания стены и пол могут подниматься или опускаться по отдельности, при этом сохраняя свою целостность и не разрушая постройку.

Деревянная опалубка

Еще одно фото опалубки

Шаг 2. На песчаную подушку укладывается слой гидроизоляции. Для этого допускается использование плотного полиэтилена, рубероида или специальных пленок. Но, вне зависимости от материала, гидроизоляция должна укладываться с нахлестом 10-15 см для отдельных полотен. Кроме того, пленка должна частично заходить на стены.

Укладка полиэтиленовой пленки

Шаг 3. Поверх гидроизоляционной пленки укладывается пятисантиметровый слой теплоизоляции. В данном случае для этого применяется экструдированный пенополистирол – он достаточно плотный и прочный для того, чтобы обустраиваться под бетонной подушкой.

Укладывается экструдированный пенополистирол

Важно! Плиты утеплителя укладываются таким образом, чтобы вертикальные швы одного ряда не совпадали со швами в другом – так теплоизоляционные свойства материала используются лучше.

Швы не должны совпадать

Шаг 4. На утеплитель укладывается армирующая решетка, связанная из стальных прутьев. Друг с другом они соединяются, как правило, проволокой. При использовании покупной решетки, она укладывается с некоторым пересечением. При этом снизу армирование надо подпирать кирпичами или специальными держателями – решетка должна располагаться точно посередине в слое бетона. В противном случае она не будет придавать полу должной прочности и со временем может начать подвергаться коррозии.

Монтаж армирующей решетки

Шаг 5. На подпорки, сделанные из стальных труб или небольших кусков плотного цементного раствора, укладываются маяки – профили, по которым будет выравниваться залитая бетонная плита. Они должны располагаться точно по уровню будущего пола и совпадать с его плоскостью (которая может быть, как уже было сказано выше, как идеально ровной, так и с некоторым наклоном). Маяки укладываются вдоль длинной стены гаража, интервал между ними выбирается на 15-20 см меньше, чем длина правила, которым вы собираетесь работать с бетоном.

На подпорки укладываются маячковые профили

Шаг 1. Приготовляется бетонный раствор. Это можно делать как самостоятельно с помощью малой бетономешалки, так и поручить всю работу сторонней компании, которая сама сделает смесь и привезет ее на грузовике к вашему гаражу. В последнем случае экономится много времени и сил. Кроме того, если за дело берется добросовестная компания, то вы получаете бетон определенной марки с выдержанными пропорциями цемента, песка, щебня и воды.

В данном случае бетон был заказан на заводе и доставлен в грузовике с мешалкой

Важно! Старайтесь не разбавлять уже готовый и доставленный к гаражу бетон водой – да, эта мера сделает его более удобным для распределения по поверхности, но при этом застывший пол будет не таким прочным, каким он должен быть.

Шаг 2. Бетон заливается в центр гаража и уже оттуда распределяется по всему помещению при помощи лопаты. Сначала смесь заводится в самые дальние углы, а от них — к воротам. При этом очень важен контроль над тем, чтобы при заливке бетона у обрешетки возле стен не оставалось пустот.

Бетон заливается в центр гаража

Шаг 3. После заливки и распределения по котловану бетонная смесь уплотняется при помощи специальной вибромашины или частыми тычками лопаты. Это необходимо для удаления из толщи материала пустот с воздухом. Подобные мероприятия не только придают бетону прочность, но и способствуют повышенной текучести – раствор сам заполняет после такого все углы и ложится ровным слоем.

Распределение бетона

Шаг 4. Залитый бетон выравнивается по высоте маяков при помощи правила. Оно прикладывается своим острым концом к смеси на полу. Затем при помощи последовательных движений вперед и назад смесь распределяется по одному уровню. После этого правилом делаются зигзаги, чтобы сделать бетонную поверхность гладкой. Вся работа по выравниванию и разглаживанию смеси выполняется последовательно от самого дальнего угла гаража к выходу.

Бетон выравнивается правилом

Шаг 5. После заливки и разглаживания правилом бетон оставляют на некоторое время, чтобы он схватился и набрал прочность. При этом исключается слишком быстрое высыхание смеси – все двери и окна закрываются, а пол накрывается мешковиной или полиэтиленом. На следующий день после заливки из бетона извлекаются маяки, а образовавшиеся при этом канавки заполняются раствором. Также ежедневно в течение недели бетон увлажняется. Для этого он поливается мелкими каплями воды до приобретения поверхностью темно-серого оттенка. Увлажнение необходимо для равномерного схватывания бетона – в противном случае внешние слои высохнут быстрее внутренних, в результате чего пол может потрескаться.

Бетонный пол нуждается в ежедневном увлажнении

Таблица времени твердения бетона в зависимости от среднесуточной температуры

После завершения всех этих работ и высыхания бетона пол в гараже можно считать завершенным. Но если вас не устраивает его внешний вид или недостаточная гладкость, то вы можете покрасить его или отделать особо прочной плиткой.

Комфортность нахождения в гараже во многом зависит от того, правильно ли сделан пол. Он должен быть прочным, надежным, влагостойким. Этим требованиям отвечает не так много материалов. Один из самых распространенных — бетонный пол в гараже. Чтобы он выполнял свои функции, его надо сделать правильно. Как — подробно, по шагам опишем в этой статье.

Подготовка основания

Бетонный пол в гараже делают по грунту. Но чаще всего сам грунт — недостаточно надежное и плотное основание, потому требуется устройство основания — подушки из щебня и песка. Предварительные и обязательные работы — удаление плодородного слоя, вплоть до чистого грунта. С плодородным слоем убирается органика и большая часть микроорганизмов, а в чистом грунте их содержится минимальное количество.

Первый этап устройства бетонного пола в гараже — удаление плодородного слоя

Отметка нулевого уровня

В результате у вас получается котлован некоторой глубины. В него будет засыпаться щебень и песок, но чтобы понять достаточна ли его глубина или чрезмерна, надо определиться с «нулевым» уровнем пола. Удобно, если пол вровень с порогом ворот. Часто делают его чуть ниже порога, но тогда придется каким-то образом делать отвод воды, а она обязательно будет если не весной-осенью, зимой, с растаявшего снега, — точно.

Отмечаете по периметру стен нулевой уровень пола. Удобнее всего это делать при помощи построителя плоскостей (электронного уровня или нивелира). Включаете прибор на отображение горизонтальной плоскости, выставляете на нужном уровне и по лучу рисуете.

С лазерным уровнем работать проще

Если лазерного уровня нет, используете водяной. С ним не так удобно: приходится переносить отметку много раз по всем четырем стенам. Эти отметки соединяются прямой, вместо линейки можно использовать пузырьковый уровень, заодно можно проконтролировать, все ли правильно отметки поставили.

Водяным уровнем придется переносить отметки на все стены

Расчет толщины слоев ПГС

В результате этих работ имеем котлован и нулевую отметку пола. Теперь можно рассчитать, какой толщины слои необходимы для выхода на нужную высоту. Исходить надо из таких размеров:

  • оптимальная толщина бетонного пола в гараже (если стоит легковая машина или более легкий транспорт) — 10 см;
  • толщина слоя щебня по-минимуму — 10 см;
  • песка- не менее 5 см;

Итого получается, что котлован должен быть не мельче, чем 25 см глубиной. И это без учета покрытия пола. Если будете бетонный пол просто обрабатывать пропиткой или красить, то никаких добавочных сантиметров не требуется, для любого другого покрытия добавляете требуемую толщину.

Структура бетонного пола в гараже

Получив конкретную цифру, можно планировать количество песка и щебня. Если слои получаются очень уж большими, можно на дно засыпать и утрамбовать грунт (но не плодородный слой). Если глубины котлована недостаточно, вынимаем еще некоторое количество породы.

На стенах гаража можно нанести отметки, по которым можно будет контролировать толщину слоев. При небольшой ширине гаража — 2 метра или около того — этих отметок достаточно. Если гараж шире, надо выставить еще несколько кольев в середине и на них тоже нанести разметку. Понятное дело, все отметки должны лежать в одной плоскости. Это снова-таки удобно сделать при помощи нивелира. Другой способ — взять ровную планку или доску, приложить к нанесенным отметкам. Сверху на планку/доску поставить уровень. Если все выставлено верно, пузырек будет посередине.

Если планируете сделать яму в гараже, самое время копать под нее котлован. Если яма будет со стенками из кирпича, сразу же можно залить в ней бетонный пол. Пока будете заниматься подсыпкой под бетон в гараже, она наберет требуемый запас прочности и можно будет выкладывать стенки. Их можно выгонять после засыпки на полу подушки из щебня и песка.

Материалы для подсыпки

Для нормального бетонного пола в гараже лучше брать не гравий, а щебень. Гравий, с его округлыми краями, вы никогда не уплотните до необходимой степени. А если основание под бетоном будет нестабильным, даже толстая армированная плита лопнет. Потому завозим щебень, средней и мелкой фракции. Средней 60-70%, остальное — мелкой.

Подушка состоит из утрамбованных щебня и песка

К качеству песка для подушки особых требований нет. Важно, чтобы он был без глиняных включений, но его перед укладкой можно (и нужно) просеять.

Делаем подушку под бетонный пол

Первым делом надо выровнять дно котлована. Убираем неровности, засыпаем впадины, выводим уровень в горизонт. Не стоит думать, что бетонный пол в гараже можно сделать с нарушениями. Сделать можно, но потом плита потрескается, придется переделывать.

Теперь берем виброплатформу (можно взять в аренду) или ручную трамбовку и уплотняем грунт. По ходу дела, еще раз выравнивая плоскость. Когда грунт будет уплотнен, можно насыпать щебень. Засыпают не весь объем сразу — 10 см нормально не утрамбовать. Максимальный слой — 5 см, но лучше — 3-4. Засыпаем необходимую часть, распределяем, разравниваем (граблями) добиваясь примерно одной толщины. Берем трамбовку или виброплиту и трамбуем.

Лучше трамбовать виброплитой

Этот трамбовки щебня при устройстве бетонного пола в гараже очень важен — некоторое количество щебня вбивается в грунт. В результате он становится еще более плотным, повышается несущая способность, исключается возможность просадки. Трамбовка считается достаточной, если наступив на поверхность, вы не оставляете следов. Таким же образом трамбуются все порции щебня, доводя до требуемой толщины.

На утрамбованный щебень насыпают песок. Его также делят на части по 2-3 см. Особенность трамбовки песка: его надо смочить, еще говорят — пролить. Влажный песок трамбуют, снова ориентируясь на слои.

Теперь можно заняться выгонкой стенок ямы, если она есть. Их выводят в уровень с чистовым полом или даже чуть выше — чтобы можно было мыть машину прямо в гараже, не опасаясь, что в нее попадет вода.

Демпферный зазор

Бетонный пол по грунту часто называют «плавающим». Это потому, что его делают несвязным со стенами строения. В таком случае стены и пол могут просаживаться или подниматься независимо друг от друга, сохраняя целостность.

Чтобы пол в гараже из бетона не был связан со стенами, по периметру укладывают демпферную ленту (продается в строительных магазинах) или режут на полосы тонкие листы пенопласта (толщиной 10 мм). Ширина полос — 12-15 см — они должны немного выступать над финишной отделкой пола. Лишнюю высоту демпфера затем срезают вровень с полом.

Демпферная лента

Гидроизоляция пола из бетона в гараже

Сам бетон влаги не боится, повышенная влажность вредна для кузова машины, а также для вещей и оборудования, которых в гараже набирается очень много. Выбор материалов для гидроизоляции зависит от того,насколько близко находятся подземные воды и как высоко они могут подниматься в сезон.

Если грунтовые воды высоко, никаких особых мер по гидроизоляции можно не предпринимать, а настелить на песок плотную полиэтиленовую пленку (плотностью от 250 микрон, можно армированную, можно нет). в данном случае пленка больше нужна для того, чтобы влага из бетона не ушла в песок, чего допустить нельзя. При недостатке влаги бетон не наберет требуемой прочности и будет крошиться.

Гидроизоляционная пленка расстелена

При высоком уровне грунтовых вод лучше взять гидроизоляцию более плотную и надежную — гидроизол или его аналоги. В любом случае полотнища пленки расстилают внахлест — они перекрывают друг друга на 10-15 см. Чтобы минимизировать возможность проникновения воды, стыки проклеивают двусторонним скотчем, можно дважды (в начале стыка и в конце).

Гидроизоляция заводится на стены, выше демпферной ленты. Там ее временно фиксируют. После заливки бетона и его схватывания ее можно будет обрезать.

Армирование

Так как нагрузки предполагаются нешуточные, бетонный пол в гараже армируют. Под легковые машины можно использовать готовую сетку из проволоки 7-8 мм в диаметре, размер клетки — 15 см. Чтобы получить единую армирующую систему, куски сетки укладывают с заходом друг на друга на одну клетку. Две сетки связываются одна с другой пластиковыми хомутами или специальной вязальной проволокой.

Гидроизоляция пола в гараже выполнена гидроизолом, армирующая сетка установлена на кирпичи

Еще один момент — сетка должны находится в толще бетона, примерно в середине. Просто уложить ее на пленку будет неправильно — металл не подвергается коррозии внутри бетона только в том случае, если он находится на глубине не менее 3 см. Чтобы бетонный пол в гараже служил долго и не трескался, сетку приподнимают над гидроизоляцией на 3-6 см. Для этого есть специальные подставки, но чаще используют половинки кирпича. Они как раз имеют толщину 6 см. Подкладываете их под армирующую сетку так, чтобы она не очень прогибалась.

Установка маяков

Чтобы пол в гараже был ровным, его надо выравнивать. Удобнее это делать при помощи специальной длинной планки, которую называют «правило» (ударение на букве «И» — от слова править). Эту планку опирают на ровные планки, выставленные по нужному уровню. Их называют маяки.

В качестве маяков можно использовать любые ровные и длинные предметы. Это могут быть трубы, бруски, специальные маяки, которые продаются в строительных магазинах. Их надо выставить в один уровень с нанесенной на стенах отметкой уровня бетонной плиты.

Ставят маяки от дальней стены, по направлению к той, в которой устроены двери (чаще всего получается, что вдоль длинной стены). Шаг установки — на 25-30 см уже, чем длина правила. Если правило длиной 150 см, расстояние между маяками должно быть 120-125 см. От стены отступают порядка 30 см, ставят первый маяк, далее другие с заданным расстоянием.

Так заливают бетонный пол в гараже по маякам

Устанавливают обычно на островки густо замешанного раствора. Выкладывают горку чуть выше, чем надо, в нее вдавливают маяк так, чтобы он оказался на нужном уровне.

При установке маяков можно сделать легкий уклон бетонного пола в сторону дверей (0,5-1 см на метр). В этом случае вода будет самотеком уходить с пола на улицу. Только обратите внимание, что бетона в этом случае требуется больше — приходится задирать дальний от входа край пола, но это компенсируется удобством эксплуатации.

На следующие сутки после заливки маяки вынимают, пустоты заполняют раствором и выравнивают в один уровень с ранее залитым полом.

Заливка бетоного пола в гараже

Марка бетона для пола в гараже — М250. Его характеристик более чем достаточно и по прочности и по морозостойкости. Из-за того, что толщина плиты большая, даже в небольшой по размерам гараж требуется большой объем раствора. Давайте прикинем: на небольшой гараж размерами 4*6 м при толщине бетонного пола потребуется 4 м * 6 м * 0,1 м = 2,4 кубометра. С учетом того, что нужен уклон, это будет все 3 куба. Если делать его своими рукам за один день, использовать надо две бетономешалки — одна не справится. Для работы потребуется приличная команда.

Чтобы замешивать бетон в бетономешалке нужна большая команда

На каждой бетономешалке должно стоять по одному человеку. Это при условии, что все компоненты находятся тут же и они же будут их загружать в грушу. Если составляющие надо подвозить — это еще два человека. Плюс двое должны возить бетон к месту его укладки и один — разравнивать. Получается немалая бригада. Таким составом придется работать весь день. Даже если помощники бесплатные, кормить -поить их надо. Вряд ли данный расклад поможет сэкономить значительную сумму денег по сравнению с заказом готового бетона с завода. Разве что будете работать в одни руки, заливая пол по частям. Такое тоже возможно, но может грозить трещинами в местах стыков участков пола, залитых в один день. Уменьшить шанс появления таких трещин можно, если снимать металлической щеткой цементное молочко, которое образуется на поверхности.

Если решили заказать бетон в миксере, стоит установить приемный лоток, который направит поток бетона в центр гаража. Из центра его уже легко распределять во все углы, а потом растягивать правилом. Чтобы облегчить разравнивание бетона и повысить его марку, сразу после предварительного распределения бетон, обрабатывают погружным вибратором для бетона. При этом сразу выходят воздушные пузыри, бетон становится более текучим и сам заполняет все полости. Маяки нужны будут только для ориентирования, и, может, частичного выравнивания.

Уход за бетоном

После заливки бетона, если на улице не очень жарко, можно просто закрыть двери гаража. Если есть окно, Его надо завесить, чтобы солнечные лучи не попадали на бетон. Если на улице слишком сухо и жарко, бетон накрывают полиэтиленовой пленкой или влажной мешковиной.

В течение недели плиту надо ежедневно поливать. Удобнее это делать по мешковине — можно не особо мучаясь относительно небольшими струйками поливать мешковину, а она будет отдавать влагу бетону. Если же бетонный пол в гараже накрыт пленкой, ее перед поливом снимают, затем снова растягивают. При поливе в этом случае надо следить, чтобы капли были мелкими — нужна насадка с большим количеством отверстий. В любом случае степень полива — до равномерно влажного состояния (определяется по темно-серому цвету поверхности), но без больших луж.

Утепленный бетонный пол в гараже

Есть два варианта — утеплить уже залитую плиту, залив сверху стяжку (строение на рисунке ниже) или сделать утепление сразу, уложив его под основную плиту.

Утепленный пол в гараже

При выборе второго варианта утеплитель укладывается поверх слоя гидроизоляции, на него выставляется армирующая сетка. Весь остальной процесс заливки бетонного пола в гараже аналогичен, только необходимо учесть толщину утеплителя при расчете глубины котлована.

В качестве утеплителя для данного случая рекомендуют использовать экструдированный пенополистирол (ЭППС) плотностью не менее 35 кг/м3. Он имеет очень хорошие характеристики, может выдержать большие нагрузки, не впитывает и не пропускает воду или пар. Так что это еще и дополнительная паро- гидроизоляция.

Чтобы была уверенность, что под колесами утеплитель не продавится, имеет смысл поверх него настелить слой геотекстиля. Это нетканая мембрана, которую используют при устройстве автодорог. Ее функция — распределение нагрузки, как раз то, что нам надо.

Минимальная толщина ЭППС — не менее 5 см, лучше — 8 см. Укладывать лучше в два слоя, при укладке смещая швы — чтобы как можно лучше изолировать пол от грунта.

Как залить полы в гараже?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *