Ремесло, это что?

Профессиональные навыки в резюме – примеры и рекомендации

Хорошее резюме должно иметь сфокусированный, презентабельный и лаконичный блок навыков, знаний и умений. У этого блока есть как минимум одна важная цель.

Зачем писать о профессиональных навыках в резюме

Ваши навыки — это выжимка из вашего опыта. У вас может быть несколько мест работы, серьезный стаж и описание опыта может занимать более одной страницы А4. Это большой объем информации и менеджеру по персоналу придется долго изучать его, чтобы понять, подходите вы под требования вакансии или нет.

Помогите HR-менеджеру, сделайте эту аналитическую работу за него. Этим вы повысите шансы получить приглашение на интервью.

Основная задача списка умений — показать, что вы идеально подходите под требования вакансии. Именно этого принципа я придерживаюсь, когда составляю «продающее» резюме.

Какие профессиональные навыки указать в резюме

Как показать, что вы подходите для вакансии? Есть три правила описания профессиональных навыков и знаний в резюме:

  • Соответствие требованиям вакансии.
  • Презентабельность.
  • Лаконичность.

Соответствие требованиям вакансии

Это самое важное правило, которое нужно соблюдать при составлении резюме.

Во-первых, позиционируйте себя по уровню «исполнитель-руководитель». Посмотрев на резюме и на навыки, сразу должно быть понятно, кто вы такой.

Мне в процессе работы часто приходится удалять или переформулировать многие «исполнительские» фразы из резюме руководителей и директоров. Правильное позиционирование — важная задача.

Во-вторых, анализируйте требования и обязанности вакансий, смотрите стилистику фраз и выражений и прочие нюансы. Это поможет вам правильно написать профессиональные навыки и умения в резюме. Чтобы провести такой анализ вам достаточно найти 5-7 интересных вакансий и внимательно их изучить. Хорошие формулировки из описания вакансий можно запросто скопировать себе в резюме.

Презентабельность

Ваши навыки должны красиво и сильно звучать. Они должны вас продавать, и в этом вам помогут понятные и простые слова, факты, цифры, профессиональный лексикон или даже жаргон.

Вот некоторые примеры профессиональных навыков в резюме.

Слабо Сильно
Опыт продаж Опыт продаж (4 года в оптовом отделе)
Навыки управления персоналом Навыки управления персоналом (коллективы до 30 человек)
Составление отчетности Составление отчетности (РСБУ, МСФО, UK GAAP)
Опыт управления крупными проектами Опыт управления крупными проектами — 5 лет (государственный и коммерческий сектор)

По сути, просто необходимо конкретизировать некоторые навыки. Факты вызывают больше доверия, лексикон показывает вашу экспертность, уточнения лучше вас описывают.

: как составить эффективное резюме — подробно, пошагово, с примерами.

Лаконичность

  • Если вы напишите мало своих навыков, сложится ощущение, что вы не специалист.
  • Если напишите много, будет сложно читать резюме, а также есть риск попадания под фильтр «избыточно квалификацирован».

Я рекомендую указывать 6-9 профессиональных навыков в резюме. Это оптимальное количество, которое легко читается и которого достаточно, чтобы показать себя экспертом.

Распространенная ошибка

Очень часто я встречаю в резюме совершенно дикий и безликий список качеств:

  • Результативность.
  • Целеустремленность.
  • Коммуникабельность.
  • Стрессоустойчивость.
  • Обучаемость.
  • Инициативность.
  • И так далее.

Печально то, что это пишут почти все. Такой набор качеств, увы, не гарантирует приглашение на собеседование и не делает вас ценнее в глазах HR-специалистам.

Есть два способа презентовать себя лучше:

  1. Удалить весь этот список и оставить только основные должностные навыки.
  2. Выбрать один (самый сильный) ваш навык и описать его подробнее. Если решили выбрать обучаемость, напишите, что именно вы освоили быстро — выучили японский язык за 6 месяцев, освоили CRM Axapta за выходные, за две недели прошли курс ремонта автомобилей BMW и сдали экзамен на 98%. Важна конкретика и факты!

Примеры описания навыков

Ниже я приведу некоторые примеры профессиональных навыков и умений в резюме. Я выбрал несколько должностей разного уровня для этого.

Пример описания профессиональных навыков бухгалтера

  • Опыт ведения бухгалтерского и управленческого учета — 6 лет (сферы — оптовая торговля, логистика).
  • Опыт постановки бухгалтерского и налогового учета с нуля.
  • Успешный опыт прохождения налоговых и аудиторских проверок.
  • Опыт получения кредитов для компании.
  • Знание налогообложения, валютного законодательства, Налогового и Гражданского кодекса, РСБУ, МСФО, ИНКОТЕРМС 2000.
  • Знание ПК (Office, 1С 7.7, 8.2, 8.3).

Пример описания профессиональных навыков продавца-консультанта

  • Консультирование и обслуживание покупателей в торговом зале.
  • Оформление и выдача товаров интернет-магазина.
  • Проверка исправности товаров.
  • Приём и выкладка товара.
  • Работа с претензиями (возвраты, прием товара на гарантийный ремонт).
  • Ведение отчетности.

Пример описания профессиональных навыков водителя

  • Водительские права категории B, D.
  • Опыт вождения — 17 лет.
  • Отличное знание города и пригородов Москвы.
  • Опыт мелкого ремонта автомашин.
  • Опыт поездок в Евросоюз, знание правил, законов, оформления документов.
  • Без вредных привычек (не курю, не пью).
  • Гражданство РФ.

Пример описания профессиональных навыков юриста

  • Опыт юридического сопровождения компании (7 лет в сфере производства).
  • Опыт судебного решения споров и защиты интересов компании.
  • Опыт досудебного урегулирования споров.
  • Знание юридических документов (договоров, исковых заявлений, претензий, доверенностей…).
  • Умение общаться с государственными органами и инстанциями.
  • Умение работать с клиентами.
  • Знание актуального законодательства РФ.
  • Английский язык — свободное владение.

Пример описания профессиональных навыков руководителя (директора)

  • Высшее экономическое образование + EMBA.
  • Опыт руководства производством — 14 лет (сферы деревопереработки и производства мебели).
  • Навыки управления персоналом (команды до 220 человек).
  • Доскональное знание складской логистики и снабжения.
  • Навыки взаимодействия с контролирующими органами (сертификация, лицензирование и другие задачи).
  • Знание законов, правил и норм безопасности, норм охраны труда и экологии.
  • Английский язык — Upper Intermediate.
  • Отличное знание ПК (из специфики — знание SAP).

Все вышеприведенные примеры взяты из реальных резюме. Факты и цифры искажены.

Виды ремёсел

Издавна человечество знало такие ремёсла, как:

  • кузнечное
  • гончарное
  • плотницкое
  • столярное
  • портняжное
  • ткацкое
  • прядильное
  • скорняжное
  • шорное
  • пекарное
  • сапожное
  • печное
  • кожевенное
  • ювелирное

и многие другие.

В России после 1917 года число ремесленников и кустарей резко сократилось, они были объединены в промысловую кооперацию. Сохранились лишь несколько всемирно известных народных художественных промыслов: Гжельская керамика, Дымковская игрушка, Палехская миниатюра, Хохломская роспись и др.

Художественное ремесло

Художественное ремесло — культура трудовых профессиональных навыков и технических приемов художественной обработки различных материалов (металла, кожи, тканей и т. д.), вырабатываемая в процессе накопления творческого опыта мастеров, создающих художественные изделия. Профессиональный опыт художественного ремесла складывался путем открытия наиболее эффективных в эстетическом смысле приемов и техники художественной обработки материала, доведения ее до совершенства. Этот опыт накапливался веками, передавался из поколения в поколение. В старину по художественному ремеслу судили о благосостоянии страны и общем уровне её культуры. Мастера Древней Руси и западноевропейского средневековья делились по профессиям, в рамках которых обладали универсальным умением применять различные приемы художественной обработки того или иного материала. Так, золотых и серебряных дел мастера владели приемами ковки, литья, чеканки, филиграни, гравировки, чернения по серебру, эмальерным делом. Они специализировались по видам изделий (оружие, книжные оклады, ювелирные украшения и т. д.). Подобного рода специализация имела место в гончарном ремесле, ткачестве, художественном шитье и т. д. В Древнем Киеве, например, было 60 различных ремесленных профессий. По социальному положению ремесленники делились на вотчинных, работавших при княжеском дворе, и монастырских, на городских и посадских. Первые работали по заказу тщательно и долго, достигая высочайшего совершенства и искусности в работе. Посадское художественное ремесло получило отражение в творчестве городских мастеров, связанных с рынком. У них вырабатывалось умение экономными средствами достигать художественного эффекта, приближающего изделие к дорогим образцам. Общие эстетические идеалы народа, профессиональный артистизм ручного труда определяли развитие культуры художественного ремесла. Творчески создавалась каждая вещь. Артистизм мастера высоко ценился; принадлежность к разряду мастеров определялась умением совершенно выполнить самое трудное художественное изделие. На Руси существовали ремесленные корпорации, организованные по типу западных цехов. Их деятельность регулировалась особыми правилами и законами. Развиваясь на основе народных традиций, художественное ремесло, каждой страны сохраняло свою национальную самобытность и в то же время отражало развитие мировых стилей. Художественное ремесло правомерно называть и декоративно-прикладным искусством, поскольку его развитие неотделимо от художественной образности, эстетики, культуры каждого народа.

Народные художественные промыслы

Народные художественные промыслы (народное ремесло) — широкий спектр изделий, изготовленных при помощи простых подручных материалов, и несложных инструментов. Этот традиционный вид промысла разнообразен креативными видами деятельности, где вещи, создаются собственноручно при помощи умений и смекалки. Работа может выполняться на ткани, дереве, цветных металлах, бумаге и т. д. Обычно термин применим к вещам, которые имеют не только эстетическую ценность, но и находят практическое применение.

Народное ремесло берёт некоторые начала от сельского ремесла, благодаря которому создавались предметы первой необходимости, включая сложные конструкции. Сельские ремесла известны ещё с древних времён, фактически, появившись в тот момент, когда человечеству потребовались новые инструменты и предметы для быта. В разных регионах и областях, у разных народов искусства и культуры различались, следовательно, различались и их ремесла. Как и народное искусство, народное ремесло нередко зависело от религиозных, культурных, и иногда даже политических убеждений.

Многие рукодельные изделия создаются из природных или близких к природным материалов, но многие модернисты также используют необычные элементы и конструкции, например, промышленные детали и механизмы.

Изделия считаются народным ремеслом до тех пор, пока процесс их изготовления не ставится на поток (массовое изготовления фабричного типа).

Поскольку ручная работа и подобного рода ремесло развивает интеллект и разного рода навыки, иногда в учебные процессы школ и институтов вводят специальные задания по созданию чего-либо. Для изготовления многих изделий нужны определённые навыки, но, как правило, научиться ремеслу может каждый. Многие виды ремесла становятся популярными уже спустя некоторое время после появления, иногда — нет.

Традиционные промыслы и ремёсла на Руси: редкие исторические фото

Вдогонку за публикациями старинных фотографий в русских национальных костюмах хочу поделиться с вами фотографиями ремесленников в России и немного рассказать о традиционных промыслах и ремеслах.

Слово «ремесло» произошло от латинского «ремес» (плотник) и обозначало разные виды ручных работ. Промыслы — от «промыслить», то есть, подумать. В толковом словаре Даля «ремесло» объяснялось, как умение, коим добывают хлеб, промысел, требующий по большей части телесного, чем умственного труда».

Если оставить в стороне спорное утверждение о соотношении физического и умственного труда, то увидим, главное — это труд, приносящий доход. Ремесло превращалось в промысел, когда мастера начинали создавать предметы по заказу и на продажу.

Когда определенные навыки и средства выражения становятся привычными — возникает традиция. И случается это благодаря совместным стараниям разных людей, поэтому природа народного искусства — коллективная, но это не умаляет значения творчества наиболее талантливых и ищущих мастеров.

Становясь массовым, промысел воспроизводил однотипные предметы, но при этом не терял уже найденные образцы. Промысел погибал, если не приносил дохода, как это и случилось с внедрением фабричного производства.

Навыки ремёсел и промыслов передавались из поколения в поколение, оттачивались, постепенно достигая оптимального состояния для получения недорогой продукции, приемлемого для нужд местных потребителей, качества. Не в каждом селе или деревне были мастера многих ремёсел. К примеру, только в относительно крупных поселениях можно было найти и чеботаря, и портного, и кузнеца, и пимоката сразу. Но деревни дореволюционной Руси и до периода «укрупнения» послевоенного периода 20-го века, были часто совсем не большими. 5-10 дворов — уже деревня.

При таком расселении типичным было развитие промыслов и ремёсел «по деревням». То есть в одном поселении жили гончары, в другом плотники, в третьем портные и так далее. А обмен продукцией производился естественным путём или на ближайшем рынке натуральным образом или через деньги.

В крупных сёлах, уездных городках умельцы чаще объединялись в артели. Продукция артельного производства, как правило, была лучшего качества и стоила меньше. Это объяснялось тем, что в артели существовало разделение труда, кроме того, артель могла позволить себе покупку необходимого оборудования, что облегчало ручной труд, и закупку сырья оптом. Именно из артелей и возникли на Руси первые промышленные производства. Впоследствии практически все промыслы и ремёсла на Руси эволюционировали в промышленность за исключением некоторых художественных промыслов, где индивидуальное мастерство имеет основополагающее значение и позволяет работать мастеру частным образом или в составе небольших артелей и кооперативов.

Плетение лаптей

Ещё в начале 20-го века Россию часто называли «лапотной», подчёркивая отсталость и примитивизм. Лапти ещё в ту пору действительно были традиционной обувью беднейших слоёв населения. Плели их из разного материала, и в зависимости от этого назывались лапти дубовики, ракитники, берестяники или вязовики. Самым мягкими и прочными считали лапти из липового лыка.
В лаптях круглый год ходила вся русская деревня, кроме, пожалуй, казачьих районов и Сибири. Ещё в годы Гражданской войны бoльшая часть Красной армии ходила в лаптях, а снабжение солдат лаптями было возложено на чрезвычайную комиссию ЧЕКВАЛАП.

Сапожник

Сапоги же долгое время оставались роскошью даже для зажиточных крестьян. Даже те, у кого они были, надевали их только по праздникам. «Сапоги для мужика самый соблазнительный предмет… Никакая другая часть мужицкого костюма не пользуется такой симпатией, как именно сапог» — писал Д. Н. Мамин-Сибиряк.

На Нижегородской ярмарке в 1838 году пара хороших лыковых лаптей продавалась за 3 копейки, а за крестьянские самые грубые сапоги приходилось выложить 5-6 рублей. Надо сказать, что для крестьянина это были огромные деньги и чтобы собрать такую сумму нужно было продать челую четверть ржи (около 200 кг).

Да и валенки тоже могли позволить себе в начале прошлого века далеко не все, потому что стоили они недёшево. Их передавали по наследству и носили по старшинству. Мастеров, изготавливающих валенки, были немного, а секреты этого ремесла передавались из поколения в поколение. В различных регионах России у валенок было своё название: в Сибири их называли «пимами», в Тверской губернии — «валенцами», а в Нижнем Новгороде — «чесанками».

За валянием

Ложкари

Как известно, в старину русские крестьяне пользовались исключительно деревянной посудой. Особой популярностью пользовались ложки. Их производили как в крупных мануфактурах при монастырях (например, в Сергиево-Посадском и в Кирилло-Белозерском), так и в мелких домашних хозяйствах. И для многих семей подсобные деревообрабатывающие промыслы были основной статьей дохода.

Плетение корзин для ложек

Особой популярностью пользовалось расписные ложки. Блеск золота и киновари ассоциировался, вероятно, с царственной роскошью. Но такими ложками пользовались только в праздник. А по будням довольствовались неокрашенными ложками. Впрочем, и они на рынках были весьма востребованным товаром. На рынок их доставляли в специальных корзинах, которые покупатели опустошали буквально за несколько часов.

В начале прошлого века только в Семеновском уезде за год производили около 100 миллионов ложек. Ложкарную продукцию производили тысячи крестьян-кустарей, у каждого из которых была особая специализации: резчики, красильщики, лачилы (те, кто покрывал посуду лаком).

Семья за изготовлением ложек

На ярмарке

Обоз с «ложечными» корзинами

Особое место в традиционных ремеслах в начале прошлого века занимала обработка льняного сырья. Ведь в то время одежду очень часто шили именно из домотканого льняного полотна. Хлопковые и хлопчатобумажные ткани были фабричного производства и считались дорогими.

За ткацким станком

Сначала льняные стебли нужно было выдернуть из земли связать в снопы. Как правило, это происходило в августе. После этого до середины октября лён сушили.

Затем его молотили в гумнах, чтобы собрать семена на следующий год, и снова сушили, на этот раз в специальных печах.

Вымачивание льна

Трепание льна

Следующий шаг — лён мяли в специальных машинах, трепали и вычёсывали специальными гребёнками. Результат — мягкое, чистое, шелковистое серое волокно. Из волокна делали нитки. Их можно было отделить в чанах с золой и кипятком или окрасить при помощи растительного сырья в различные цвета. На последнем этапе нитки сушили на солнце или над печкой дома, развесив на жердях. Теперь всё готово, чтобы начать ткать.

С льняными пасмами

Малороссийская крестьянка с прялкой

Ткачество в России с древних времён было одной из основ промышленности. В начале ХХ века производство тканей в России являлось одной из ведущих отраслей производства наряду с мясо-молочной промышленностью.

При этом не теряло своей актуальности и ручное ткачество. Как правило, это было семейным занятием. Не было в деревне женщины, которая не умела бы ткать.

Ткали холсты из льна или шерсти при помощи ткацкого стана, который хранился в разобранном виде. Перед тем, как приступить к производству ткани, стан заносили в избу, собирали по деталям, и начиналась работа.

Готовое полотно или отбеливали или красили. Окрашивание было гладким, однотонным или набивным, то есть, с рисунком.

Красильщики ткани

Набойка рисунка

Беленную ткань часто украшали разнообразной вышивкой.

Вышивать на Руси умели и девочки, и женщины. Этот вид народно-прикладного искусства считался одним из самых популярных. Вышивкой украшались полотенца, скатерти, покрывала, свадебная и праздничная одежда, церковное и монаршее облачение.

Вышивальщицы за работой

Кроме того, историки отмечают, что ни в одной стране мира не было столь разнообразных кружев, как в России. Многие годы в основе кружевного производства в России был бесплатный крестьянский труд в усадьбах помещиков. А после отмены крепостного права это мастерство стало приходить в упадок.

Новым толчком кружевного производства стало основание императрицей в 1883 году Мариинской практической школы кружевниц. Ученицы этой школы даже придумали особый вид кружева. В начале 20-го века для крестьян кружево было способом заработка, а для государства — постоянной статьёй экспорта.

Кружевница

Маленькая кружевница

Кроме изготовления обуви, одежды и посуды, важное место в русских народных промыслах играла игрушка. Именно ее считали очень важной для воспитания детей и производили в огромных количествах в основном из глины и дерева.

Часто игрушки на Руси называли «потешками». Самыми популярными сюжетами для них были барышни, солдаты, коровы, кони, олени, бараны и птицы.

Роспись глинянной игрушки

Изготовление деревяных потешек

Кроме того, начале 20-го века в России занимались ещё плетением ремней, как для собственных нужд, так и для продажи.

Плетение ремня

Существовало также великое множество столярных и гончарных промыслов. Процветало кузнечное дело и плетение корзин.

Столярная мастерская

Плетение корзин

Гончар за работой

В наши дни народное искусство не исчезло, оно во многом перешло в другую сферу, появилось и определение: декоративно-прикладное искусство. Слово «декор» — означает «украшаю». Основа декора — узор, орнамент. Прикладное — предмет должен иметь свое назначение. И, возможно, некоторые предметы теряют уже свою утилитарность, но при этом приобретают новое звучание — украшают быт и радуют глаз, наполняя наш мир красотой и гармонией.

Почему промыслы — художественные?

Чем художественные промыслы отличаются от сувениров и зачем нужно открывать школы фолк-дизайна, рассказывает искусствовед, член Экспертного совета по народным художественным промыслам Нижегородской области, художник-график, член Союза художников России и член Международной гильдии живописцев Наталья Квач.

— Как менялось понятие народных художественных промыслов со временем?

— До революции и в постреволюционный период понятия художественного промысла как такового не было, были просто промыслы. Они представляли собой особый вид ручного производства: сначала частного, затем артельного, а потом и фабричного. Понятие художественности в крестьянских промыслах, предполагающее не просто изготовление утилитарных изделий, а их единичность, уникальность, возникло в конце XIX века в мамонтовских мастерских Абрамцева и закрепилось уже в советское время. Тогда появилось разделение на промысловый товар массового потребления и товар, который обладает художественностью ценностью как неповторимое единичное произведение. Например, матрешка, расписанная на потоке, не обладает художественностью: если одна мастерица рисует глазки, другая — цветочки, а третья — ручки, в таком случае образ не получается уникальным и художественно полноценным. Тем не менее, в 1960-70-х годах такое «разделение труда» произошло и на фабрике «Сувенир» семеновской росписи, и на других предприятиях НХП. Тогда матрешка стала сувениром и ходовой детской игрушкой, который был доступен по цене и не претендовал на художественность, хотя в это же время работали и мастера, выпускающие уникальные изделия по тому или иному случаю для взыскательного потребителя, который готов был заплатить высокую цену именно за произведение НХП. Вообще в то время на каждой фабрике выпускали как товары массового потребления, так и эксклюзивные, художественные, которые экспонировали на выставках, музеев, а также товары на заказ. Сейчас появилась некоторая путаница в понятиях художественного изделия и простого сувенира и часто второе продается по цене первого. Да и сам образ деревянной куколки часто сомнителен и далек от народного представления о красоте и достоинстве. Вульгарность и избыточность декора часто воспринимается как самоценность. Художественность предполагает прежде всего образную выразительность, гармоничность формы, пропорциональность, целостность произведения в единстве соответствия содержания, формы и функции. Нарушение тех или иных принципов художественной выразительности снижает эстетическую ценность произведения НХП. Некоторые производители об этих принципах и не думают, а некоторые руководители их и не знают.

— Как поменялось качество изделий народных промыслов?

— Если говорить об утилитарном применении изделий НХП, то сейчас в большинстве случаев это исключительно сувенирный товар. Раньше, например, хохломскую чашку можно было использовать для хранения даже соленых огурцов. Потому что тогда эти чашки делались по технологии многократного обжига, лак был вываренный льняной. А сейчас посуда, хотя и экологически чистая, если ее использовать по прямому назначению, быстро выходит из строя. Конечно, на Павловском заводе художественных металлоизделий совсем другая история: металл долговечен, он хромируется и не ржавеет, поэтому столовые приборы производства завода хорошо держатся на рынке. Они были, есть и будут востребованными.

Что касается качества с точки зрения художественности, то во многих промыслах по-прежнему есть товары, рассчитанные на массового покупателя, а есть действительно художественные изделия, вопрос в их соотношении и в цене. Но сегодня ручная работа во всем мире ценится очень дорого. В этом и противоречие: тот, кто ценит и любит товары народных промыслов, часто не в состоянии их купить, а у кого есть деньги, тот предпочитает европейскую продукцию, а не наши промыслы, он так воспитан и мотивирован.

— Как сейчас себя чувствуют традиционные нижегородские промыслы?

— По-разному. Например, если вспомнить семинскую роспись в Ковернинском районе, то фабрики там больше нет, работают отдельные кооперативы, ЧП и мастерицы. Причем есть вещи очень интересные, а есть недоработанные. Особенно сегодня проблемы с токарями и резчиками: если мастерицы по росписи в Семенове еще есть, то резьбой занимается всего один резчик. И иногда мы видим противоречие между изысканной росписью и самодеятельной резной формой. Это связано с тем, что у некоторых современных производителей НХП не хватает вкуса и понимания принципов и эстетики народных промысловых традиций. Интересных, инситных полхов-майданских матрешек, которых традиционно расписывали в Вознесенском районе, сейчас не найдешь: сегодня вознесенцы выпускают что-то среднее, так называемую матрешку «а ля рус», у них работы подчас и красивые, но не самобытные.

А вот городецкая резьба держится очень неплохо, в Городце работают мастера хорошего уровня, которые делают резную игрушку, пряничные доски и панно. Интересно сейчас развивается наше золотошвейное творчество, и вышивальщицы не отстают. Любопытны борнуковские камнерезные изделья. Борнуковцы сегодня возродили промысел из небытия и работают в двух направлениях: эксклюзивно-скульптурном и массово-потребительском. Они делают из натурального камня небольшие вещи, доступные по цене: канцелярские приборы и шкатулки, забавные фигурки разных зверей и животных. Кроме того, в Борнукове открыт музей и разработана экскурсионная программа.

— Кто сейчас целевая аудитория художественных промыслов?

— Раньше промыслы были самой жизнью. Например, деревянные ложки были востребованы в крестьянской, ремесленной, да и в мещанской среде, они были дешевы и пользовались спросом. К концу ХIХ — началу ХХ века изделия промыслов все больше становились эксклюзивными и были уже дополнением к жизни, а не насущной необходимостью. А сейчас это статусный культурный бренд, то, чем мы отличаемся от других народов. Ведь если говорить о потребительской необходимости, то, по сути, ее нет ни в хохломской посуде, ни во многих других изделиях НХП: сейчас этот товар прежде всего удовлетворяет потребность в праздничности, в национальном самосознании. Произведения наших промыслов в лучших вариантах — это действительно праздник для души и радость для сердца.

В советское время потребителями товаров НХП была, как не покажется странным, интеллигенция. В деревнях вы бы не нашли изделий фабрик НХП. Уже тогда, например, для крестьянина хохломская посуда была не дешевой и не практичной. В большинстве ее покупали горожане для украшения квартиры и дачи. А сейчас интеллигенция заметно снизила уровень покупательской способности, а интеллектуальная элита предпочитает заморские товары. И сами промыслы сейчас рассчитаны прежде всего на туристов, отсюда и броскость, обилие украшений, чтобы подороже выглядело.

— Каковы основные проблемы нижегородских НХП? Какие пути их решения вы видите?

— Как вся ручная работа, НХП сегодня стали дорогим производством и товаром. Раньше за основу цены брали себестоимость изделий, учитывались посреднические небольшие накрутки и дотации государства, поэтому продукция промыслов была доступна. Каким образом рассчитывается конечная цена товара сейчас, непонятно. Несомненно, и дерево дорогое, и краски, и кость, и металл, но продавцы нередко так накручивают цены, что наценка посредника оказывается больше себестоимости во много раз, и товар становится недоступным. Конечно, хочется все продать дорого: и художественные изделия, и массовые. Но нужно адекватно оценивать свой товар, и торговые наценки тоже должны быть вменяемыми. Например, городецкая роспись раньше была дешевой, а сейчас доступных изделий почти нет, как и в хохломе, да и в других промыслах такие же проблемы.

Кроме того, продукция должна быть дифференцирована по категориям товаров НХП: массовая продукция, продукция для среднего потребителя, эксклюзивная и музейно-выставочная. Здесь в правильном направлении действует гжельская фабрика фарфора в Московской области. Там производится и товар дешевый, но достаточно художественный, и товар для средних потребителей, и вещи уникальные, дорогие, выставочные. В наших нижегородских промыслах это разделение незначительно. И часто массовое становится малохудожественным или вовсе не художественным. К примеру, казаковская филигрань всегда была дорогая. Но можно, же сделать часть продукции более доступной, найти технологии удешевления посеребренной проволоки, подумать над процессом упрощения трудоемкости формы при сохранении художественности изделий. В конечном итоге возможен дизайнерский, то есть проектный подход в НХП. Если фабрики не пойдут по этому пути, то есть опасность затаривания издельями НХП — кому нужен массовый малохудожественный товар по неадекватным ценам?

Другой проблемой промыслов мне представляется отсутствие условий для развития традиции, общения с профессионалами. В дореволюционный период была крестьянская среда, и традиции воспитывалось с колыбели. В советское время это были конференции и выставки, обмен опытом, наставничество, курирование промыслов специалистами из Москвы, велась серьезная научная работа в области НХП. Сегодня также нужны новые и разнообразные формы обмена опытом, исследовательские работы по НХП. Ведь любая традиция должна развиваться. Поэтому, на мой взгляд, нам необходимо создавать научные центры и школы фолк-дизайна. Эти центры и школы позволят обеспечить изучение народных промыслов и будут содействовать воспитанию уважительного отношения к народному искусству. Есть проблема и с мастерами. Старые уходят, молодежи в промыслах почти не остается, и дело не только в зарплате, но и в статусе профессии. Можете ли вы вспомнить хотя бы один фильм или художественную книгу, где герой был представителем промысла? А если эта профессия не будет популяризироваться, то она и не будет престижной, и промыслы будут сворачивается, как шагреневая кожа. Чтобы изменить ситуацию, нужно поддерживать мастеров, которые не только сами работают в традиции, но и обучают молодое поколение, передают свой опыт. Необходима популяризация и просвещение населения в области НХП.

— Какова роль господдержки в сохранении промыслов и их развитии?

— В советское время многие промыслы были на дотации. Например, ермиловская игрушка — это было уникальное производство. В перестройку фабрика ликвидирована, потому что новым собственникам показалась нерентабельной. Думаю, если поддержки не будет, то промыслы в их фабричном варианте будут исчезать. Сейчас ведь вкладываются только в рентабельное производство. Важно не только финансирование предприятий, но и целевая поддержка мастеров, которые занимаются обучением и участвуют в выставках, создают действительно высокохудожественные произведения. Раньше участие в выставках было престижным, создание именно для выставок изделий вменялось в обязанность мастеру. А сейчас мастера не видят смысла долго работать над выставочным изделием. У нас, например, до сих пор активно принимает участие в выставках только «Хохломская роспись». Произведения НХП закупали музеи, школы, детские сады, государственные предприятия. Сегодня такие закупки не часты.

— Каким вы видите будущее НХП в Нижегородской области? Какие промыслы будут развиваться и при каких условиях?

— Многое будет зависеть от того, будут ли созданы школы художественных ремесел, которые дадут знания о принципах народного искусства, и будет ли целевая поддержка отдельных мастеров. Какие промыслы в регионе сохранятся, а какие нет, сказать сложно: это зависит от владельца фабрики. Например, владельцы семинской фабрики не сумели ее сохранить и развить, городецкая фабрика постепенно сворачивается, переходит на нетрадиционные изделия. Павловский завод художественных металлоизделий точно выживет, потому что их изделия будут нужны всегда. Казаковская филигрань много выполняет под заказ, поэтому у них тоже, очевидно, будет развитие. Но еще один кризис, очередное снижение покупательной способности, сужение рынка — все это может привести к печальным последствиям. Ковернинцы — неизвестно, сколько еще продержатся в хохломском промысле, потому что молодежь почти не занимается росписью. В Семенове с анилином в традиционной росписи сейчас работает только Тамара Карьева. Федосеевскую игрушку тоже делает всего один мастер, и поддержки ему почти не оказывается. Семеновская фабрика, чтобы развиваться, ищет новые формы и заказчиков на свою продукцию. Расширяет свой ассортимент на основе традиции «Хохломская роспись».

Проблем много. Но нет худа без добра: одни промыслы теряют актуальность, а другие возникают. Например, представляет интерес дивеевская игрушка, зачинателем которой стала Наталья Крушинская. Над образами дивеевской игрушки работают уже многие мастера, но станет ли это дело промыслом, пока неизвестно, а очень бы хотелось, чтобы начинание нашло поддержку. Или, например, никогда не была промысловой тряпичная кукла или лоскутная пластика, все это каждая мастерица делала сама для себя и своих близких. А сейчас некоторые мастерские изготавливают такую продукцию для продажи. Появилась вязаная кукла, которая раньше не входила в народную традицию, как и валяная игрушка. В любом случае, народ у нас талантливый, и если что-то пропадет, то что-то другое обязательно появится и будет развиваться, одни промыслы будут заменяться другими. Как мне кажется, жизнь наших промыслов будет бесконечной, как и жизнь самой многонациональной России, только она будет меняться. А вот как все это будет, пожалуй, непредсказуемо.

Беседовала Анна Павлова

Виды ремесел

В современное время большинство людей не представляет жизнь без автомобиля. Но всего лишь пару веков назад люди не знали о его существовании, передвигались на гужевых повозках и занимались ремеслом.

Что такое ремесло, знает почти каждый, это мелкое производство чего-либо, выполненное вручную. Существовало несколько видов выполнения ремесла: домашнее, на заказ и ремесло, которое выполнялось для рынка. С первым появлением ремесла на заказ связано начало появления и развития городов, которые стали в дальнейшем ремесленно-торговыми центрами.

Домашнее ремесло очень часто называли домашней промышленностью, оно занималось производством продукции не сельскохозяйственной отрасли. А ремесло на рынок и на заказ получило название кустарная промышленность.

Виды ремесел: Художественное ремесло, это в первую очередь культура, которая занимается художественной обработкой тканей, кожи, металла. Опыт нарабатывался годами, путем совершенствования и накопления техники обработки материалов, с которыми работали мастера. Такой опыт передавался из поколения в поколение. В Древней Руси мастера делились по своим навыкам и подразделялись на золотых и серебряных. Подразделялись они не только по уровню мастерства, но и по работе с материалами.

Кузнечное ремесло зародилось еще в третьем тысячелетии до нашей эры, когда при нагревании горной породы люди обнаружили, что она плавиться. Именно тогда люди стали задумываться, что это довольно пластичный материал, из которого можно изготавливать орудия труда. Данный вид дошел и до наших дней, даже сейчас есть кузнецы, которые изготавливают кованые изделия. Такие изделия выглядят оригинально, но и при этом стоят не дешево.

Гончарное ремесло зародилось еще ранее, чем кузнечное, за 2 тыс. лет до нашей эры и считалось произведением искусства. Об том свидетельствуют греческие амфоры, вазы, которые и в настоящее время имеют ценность. Процесс произведения данного искусства был прост, из глины изготавливали изделия, на которые в дальнейшем наносился неповторимый рисунок, далее его покрывали лаком черного цвета. Гончарные изделия считались признаком богатства и роскоши.

Пекарное ремесло изначально зародилось в домашних условиях и его основателями были обычные женщины. Общественные пекари появились значительно позже, только в Древнем Египте. Здесь был дан старт массовому выпеканию хлебобулочных изделий. Пекарное ремесло процветает и в настоящее время, полки магазинов всегда предлагают широкий ассортимент выпечки, а хлеб есть на столе в каждом доме.

Кожевенное ремесло было основано в 6-7 веке, когда человек понял, что шкуру добытого зверя можно использовать с пользой для себя. Кожа стала первым материалом, который человек стал обрабатывать и использовать ее в качестве одежды. Немного позже люди стали не только использовать кожу, но и мех. Кожевенное ремесло процветает и в наши дни.

Итог. В древние времена люди начинали только приспосабливаться к жизни, открывали и изучали новые материалы и их способности. Учились обустраивать свои жилища из подручных средств, добывать и готовить пищу. Все, что сегодня у нас есть и до чего дошел прогресс, начиная от простого и заканчивая сложными разработками беспилотного транспорта, мы обязаны древним людям.

  • Вместе весело шагать. Тест-драйв кроссовера DFM 580

Смотреть все фото новости >>

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

Большинство населения Египта составляли земледельцы и ремесленники.

Земледельцы

Труд земледельцев кормил все население Египта.

Сеяли преимущественно пшеницу и ячмень.

Из инструментов использовали следующие виды орудия.

Для рыхления земли мотыгу, позднее – деревянный плуг с медным наконечником.

При жатве деревянный серп с вкладышем из кремния, позже – металлический серп.

Чтобы вырастить зерно, из которого пекли хлеб, осуществляли много работ.
• Прокапывали каналы (чтобы вода во время разлива Нила достигала далеких участков).
• Строили плотины (они задерживали воду), чтобы земля была влажной и удобренной.
• Пахали землю – взрыхляли землю с помощью плуга.
• Сеяли зерно.
• Жали – срезали зерно серпами.
• Молотили – отделяли зерно от колосьев. Для этого по зерну прогоняли скот.
• Веяли – отделяли крупные зерна от мякины, семян сорных трав, песчаных частиц, пыли и т.п. (см. Веяние) Для этого в Древней Египте подбрасывали зерно вверх, чтобы ветер унес мякину.

В Древнем Египте существовало множество ремесел.

Кузнецы изготавливали из меди орудия труда и оружие.

Ткачи ткали и пряли льняное полотно.

Гончары изготавливали глиняную посуду.

Каменотесы занимались обработкой камня. Камень использовали для строительства храмов и гробниц. Плиты подгонялись друг к другу с поразительной точностью, которая удивляет даже современных архитекторов.

Ювелиры делали украшения из золота, серебра и естественного сплава золота с серебром. О высоте ювелирного искусства представление дают ювелирные изделия, найденные в гробницах (см. Подвеска из гробницы Тутанхамона. Каирский музей,
Кулон в форме ястреба. Гробница Тутанхамона. Каирский музей).

В Древнем Египте существовали также строители, плотники, кожевники, корабельщики.

Жилища

Дома небогатых египтян были сделаны из тростника, обмазанного илом, или из сырцового кирпича, поэтому дома простых египтян не сохранились до наших дней. Кирпичи делали из глины, смешанной с навозом и камышом (см. Сырцовый кирпич).

Лепешки из ячменя, корневище папируса, овощи (особенно лук).

Иногда сладкие фрукты (финики, инжир, виноград).

Мясо ели только по праздникам.

Основной напиток – пиво. Пили также виноградное вино (о пище древних египтян).

Небогатые египтяне носили одежду из грубого льняного полотна.

Это были набедренные повязки, а также юбки до колен. (Об одежде).

Цивилизация Древнего Египта

Мистическим ореолом загадочности окружены древние цивилизации, отдельные аспекты их жизни до сих пор остаются тайной. Многих исследователей, ученых, да и просто любителей истории привлекает цивилизация Древнего Египта – одна из древнейших мировых цивилизаций. Зародилась она в середине IV тысячелетия до н.э. на северо-востоке Африки вдоль нижнего течения Нила. Окруженная естественными границами (Нильские пороги на юге, Средиземное море на севере, горные цепи и тропические пустыни на западе и востоке) египетская цивилизация представляла собой огромный оазис среди засушливых пустынь. Процветание Древнего Египта во многом было связано с сезонными разливами Нила, наполнявшими почву влагой и приносившими плодородный ил. В начале июня в водах Нила появлялись водоросли, которые окрашивали реку в зеленый цвет, затем в Нил попадала вулканическая пыль, придавая воде красноватый оттенок. Уровень воды поднимался, и река выходила из берегов, заливая долину. В октябре уровень воды начинал снижаться. Благодаря таким природным условиям почвы нильской долины были благоприятны для земледелия. Вся экономика Древнего Египта основывалась на продуктивном сельском хозяйстве.

Ирригационная система

Чтобы с максимальной пользой использовать нильские воды, египтяне разработали первую в истории систему орошения. Они сооружали земляные насыпи, разделявшие поля, прокладывали специальные стоки и каналы к своим участкам. При разливе Нила вода поступала именно туда, куда ее направляли при помощи этой системы каналов, задерживалась в квадратах, образованных насыпями, питая и насыщая землю влагой и плодородным илом. С высоты птичьего полета вся страна была похожа на шахматную доску. Ирригационная система защищала от наводнений города и сады, направляя потоки воды в нужное русло. Кроме прочего, она также позволяла решить проблему питьевой воды.

Необходимость сооружения и обслуживания ирригационной системы требовала колоссальных усилий и вынуждала земледельцев объединяться. Так появились номы – объединения земледельческих общин. По мере их развития внутри происходило социальное расслоение – постепенно выделялась верхушка вельмож, бравших на себя руководящие функции, а сами номы объединялись. Таким образом, создание единой ирригационной системы явилось предпосылкой для возникновения централизованного государства в Египте.

Социальная структура древнеегипетского общества

Социальная структура древнеегипетского общества похожа на египетскую пирамиду: на вершине располагается фараон, ниже – чиновники, жрецы и военачальники, далее – номовая знать, затем земледельцы и ремесленники, в самом низу пирамиды — рабы.

Большинство населения — земледельцы и ремесленники. Как жили в Египте эти люди? Они своим трудом кормили не только семью, но также фараона, его многочисленных слуг и армию. Чем занимались земледельцы в древнем Египте? А ремесленники? Об этом пойдет речь далее.

Календарь земледельческих работ

Итак, как жили земледельцы и ремесленники в Египте? Давайте сначала поведем речь о первых. Вся сельскохозяйственная жизнь Древнего Египта зависела от разливов Нила. В ноябре, когда поля освобождались от воды, можно было приступать к работам – земли обрабатывались, высаживался урожай. В марте-июне современного календаря в Древний Египет приходила засуха, что означало наступление поры сбора урожая и уплаты налогов – самые первые колосья отдавались вельможам. В это же время проводили профилактический ремонт ирригационной системы, готовясь к новому разливу Нила. Пока поля были покрыты водой, труд земледельцев в Древнем Египте был сосредоточен на возведении храмов и гробниц фараонов и знати.

Орудия труда древнеегипетского земледельца

Благодаря плодородному слою ила земля была настолько мягкой, что вспахивать ее можно было даже легким деревянным плугом. По засеянным участкам прогонялся домашний скот, который втаптывал в землю зерно, что позволяло уберечь посев от птиц.
зревшие колосья нужно было как можно скорее убрать с поля, поскольку нередки были нашествия мышей и саранчи. Для уборки зерновых культур использовался серп, первоначально представлявший собой деревянное основание с кремниевой или бронзовой вкладкой, позже появились бронзовые и медные серпы. Обмолот зерна также осуществлялся при помощи домашнего скота – его пускали топтать и теребить срезанные колосья. Затем зерно провеивали – зачерпывали деревянными лопатами и подбрасывали вверх, чтобы ветер унес ненужную шелуху и мусор. Большая часть собранного урожая шла на уплату налогов.

Распорядок дня земледельца

Как проходил день земледельца в Древнем Египте? Работа начиналась с восходом солнца, а заканчивалась после заката. Позавтракав, мужчины отправлялись в поле, чтобы обрабатывать землю, удалять сорняки, сеять, поливать растения, таская целые ведра воды из оросительных бассейнов. Когда солнце поднималось в зенит, можно было сделать небольшой перерыв, перекусить и выпить воды, отдохнуть в тени под навесом. А потом – снова за работу. Посевные работы – тяжелый труд, поэтому ложился он только на мужские плечи. Женщины работали на гумне, провеивая по ветру обмолотое зерно. Дети, пока не вырастали, помогали в хозяйстве, собирая топливо для домашнего очага – сухую траву, сучья, навоз.

Выращиваемые культуры и личное хозяйство

Из зерновых культур древнеегипетские земледельцы сеяли пшеницу и ячмень, занимались также выращиванием льна для изготовления ткани.

На садовых участках семьи высаживали лук-порей, фасоль, тыкву, дыни, огурцы, салат-латук. Распространены были виноград, финики, смоковница.

Некоторые семьи на своих участках занимались разведением овец, коз или свиней, домашней птицы (гусей, уток, голубей) и даже пчел в специальных глиняных сосудах.

Пища древних египтян

Хозяин дома, как правило, просыпался раньше остальных домочадцев и завтракал один, сразу после умывания. Пищей ему служили ячменные лепешки, мягкий и вкусный хлеб из кислого теста, который египтяне научились выпекать первыми, и ячменное пиво или квас. Изредка по праздникам на столе было мясо.

Женщины вставали позже, завтракали фруктами и чистой водой.

Обед обычно состоял из хлеба, овощей и фруктов, птицы или рыбы и пива.

Обычным лакомством для небогатых слоев населения были сладкие фрукты, корневище или стебель папируса.

Одежда

Жаркий климат позволял египтянам обходиться минимумом одежды.

Женщины носили платья наподобие сарафанов – прямые длинные рубашки из грубой ткани – калазирис.

Мужчины носили набедренные повязки – схенти. Голову прикрывали льняной повязкой или шапочкой, или специальным париком.

Ходили египтяне в основном босиком, плетеные сандалии появились позже и высоко ценились – их нередко несли с собой в руках, обувая лишь достигнув места назначения.

Носили земледельцы и различные украшения из бронзы и керамики.

Дом древнеегипетского земледельца

В каких домах жили земледельцы в Египте? Величественные пирамиды древнеегипетских фараонов, построенные из камня, отлично сохранились до наших дней и будоражат мысли и воображение исследователей. Но камень шел только на строительство усыпальниц и храмов. Для остальных нужд использовались глиняные кирпичи, изготавливаемые из воды, земли и соломы с добавлением глины и нильской грязи.

Пол вытаптывался ниже уровня земли, на входе делались ступени. Теплоизоляционные свойства сырцового кирпича и полуподвальное расположение дома позволяли поддерживать в полуденный зной достаточно комфортную температуру внутри дома. Окнами служили небольшие квадратные отверстия под потолком. Для освещения использовались лампы, заправляемые оливковым маслом или маслом клещевины.

Ремесленники

Теперь вам известно, как жили земледельцы. И ремесленники в Египте не пировали. Их жизнь также была непростой.

В 1905 г. было обнаружено целое поселение ремесленников, занятых на строительстве храмов Долины царей. Его изучение позволило археологам и историкам составить картину жизни ремесленников в Древнем Египте. Населявшие Дейр-эль-Медину, они занимали более привилегированное положение по сравнению с остальными. За свою работу они получали плату продуктами (зерном, рыбой, мясом), тканями или серебром.

Трудились ремесленники в специальных мастерских, принадлежавших египетской знати.
м их работой руководили мастера, оценивавшие качество изготавливаемых изделий, а писцы строго вели учет расходуемых материалов. В свободное от заказов время ремесленники могли подрабатывать, выполняя заказы частных лиц, ведь им, как и земледельцам, нужно было платить довольно высокие налоги. А где жили ремесленники в Древнем Египте? Часто бывало, что жили и трудились они в одной мастерской. Или же имели отдельную, но очень скромную хижину.

Виды ремесел Древнего Египта

Чем занимались ремесленники? Высоко ценились в Древнем Египте ювелиры. Они обслуживали нужды фараона, знати и жрецов, создавая удивительные украшения и культовые предметы – статуи египетских богов покрывались золотом и инкрустировались драгоценными камнями, жертвенные чаши выполнялись из серебра, гробницы фараонов наполнялись многочисленной золотой утварью, призванной служить усопшему после его смерти в загробном мире. Это ремесло нередко передавалось по наследству от отца к сыну.

Кузнецы делали оружие и орудия труда из меди и бронзы, позднее – из железа.

Еще чем занимались ремесленники? Плотники работали в основном на привозном сырье – ведь в Египте росли только пальмы, древесина которых шла на изготовление обычной простой мебели. Для нужд двора в страну экспортировалась сосна и черное дерево.

Гончары наладили массовое производство утвари, нередко украшали ее глазурью или рельефами.

Ткачи плели льняные полотна. Существовала даже специальная краска для окрашивания тканей. Кожевники, корабельщики, сапожники – простые ремесленники, как и земледельцы, трудились с раннего утра до глубокой ночи.

Не нужно забывать и о ремесленниках, занимавшихся обработкой тростника и изготовлением папируса, который сохранил для нас многие ценные сведения древнеегипетской истории.

Рыночные отношения

Разделение труда в обществе предполагает дальнейший обмен товарами и услугами между представителями различных профессий и ремесел. Денег в Древнем Египте не существовало, но был их эквивалент – вероятнее всего, стоимость того или иного изделия измерялась весом зерна.

Труд ремесленника в Древнем Египте был нелегок, но хорошо оплачивался, а сами они пользовались уважением в обществе. Несмотря на некоторую примитивность инструментов, качество работ древнеегипетских мастеров было очень высоким.

Теперь вам известно, как жили земледельцы и ремесленники в Египте. Их жизнь нельзя назвать простой и беззаботной. На плечи ложилось содержание многочисленной фараоновой знати и войска. Уплата налогов была тяжелым бременем для простолюдинов, им приходилось трудиться целыми днями, чтобы прокормить свои семьи. Но именно благодаря их трудам и усилиям Древний Египет смог достигнуть такого небывалого расцвета и величия и оставить памятники древности, дошедшие до наших дней.

Рабочие будни

Земледельцы и ремесленники кормили не только себя, но еще и вельмож, писцов, воинов фараона. Большая часть наработанного земледельцами и ремесленниками уходила в государственную казну. День земледельца в Древнем Египте начинался с восходом солнца, а заканчивался на закате. Вся жизнь земледельца была тесным образом связана с Нилом — одной из величайших речных систем в мире. Когда река разливалась, нужно было следить, чтобы орошенными оставались не только поля и земли вблизи Нила, а также и те, которые были на некотором отдалении. На полях, которые располагались далеко от реки Нил, древние египтяне прокапывали каналы, которые перекрывали специальными плотинами. Когда Нил разливался, плотины отворяли.

После процесса полива крестьяне приступали к севу. Мягкая, плодородная египетская земля удобрялась илом и не требовала каких-то колоссальных усилий при обработке. Жали египетские земледельцы и крестьяне с помощью деревянных серпов, где в качестве режущей части использовались кремниевые вкладыши. Впоследствии серпы стали изготавливать из бронзы. Первые сжатые колосья крестьяне относили своему господину — вельможе.

Еще одну большую прослойку общества в Древнем Египте составляли ремесленники: горшечники, кожевники, ткачи.

Изделия своего труда они не продавали, так как на тот момент не существовало еще товаро-денежных отношений. Однако у историков существуют мнения и гипотезы о том, что некое мерило стоимости было, на древнеегипетских изображениях можно увидеть, как некоторые покупатели несут с собой маленькие коробочки. Предположительно, это были коробочки для измерения зерна. В процессе обмена часто фигурировали не только товары, но и услуги. Например, один богатый вельможа очень щедро вознаградил мастеров-ремесленников, построивших ему роскошную гробницу.

Жилище

Как обстояла жизнь ремесленников и земледельцев в Древнем Египте с бытовой точки зрения?

Следует сказать, что дома ремесленников и земледельцев не могли похвалиться особо изысканным убранством. Основным назначением их жилища была защита от жары днем и от пронизывающего холода и ветра по ночам. В качестве строительного материала использовался не камень, что странно, ведь Египет — страна, богатая камнем, а глина. Причем кирпич лепили из смеси глины и камыша с навозом. Это придавало дополнительную прочность строению. Чтобы попасть в дом ремесленника, нужно было спуститься на пару ступеней вниз, так как уровень пола в доме был ниже, чем уровень земли. Делали это для того, чтобы в доме всегда было прохладно.

Пища

Питались ремесленники и земледельцы достаточно невкусной, но сытной пищей — лепешками из ячменя. Редко употребляли в пищу мясо и овощи и, как правило, получали их от вельмож. Основным продуктом питания ремесленных и крестьянских сословий было корневище папируса, приготовленное специальным образом и приобретавшее в процессе готовки крахмальный вкус. Что же касается напитков простонародья, то основным было пиво. На сельскохозяйственных работах существовал специальный человек, который следил, чтобы земледельцу вовремя подносили напиток. Многие ученые считают, что это все же было не пиво, а квас.

Внешний вид

Атрибуты одежды земледельцев и ремесленников не отличались особым разнообразием. Стандартный костюм выглядел следующим образом: набедренная повязка или юбка длиною до колен, повязка на голову. Ходили крестьяне босиком, сандалии стали использоваться в Древнем Египте в более поздний период расцвета цивилизации.

Вам также может быть интересна статья Как жили наши предки.

ронті;Б) контрнаступ російських військ на Східному фронті;В) прорив військ О. Брусилова облоги міста Львова;Г) прорив військ О. Брусилова облоги міста Чернівці2. Поняття, що означає ряд політичних режимів ХХ ст., за яких влада базувалась на однопартійній системі і всебічному втручанні державив економіку, культуру й громадське життя:А) лібералізм; Б) централізм;В) демократія; Г)тоталітаризм3. Головними суперечностями початку ХХ ст., що призвели до Першоїсвітової війни, стала конкуренція в галузі торгівлі між __ :А) Росією та Британією; Б) Італією та АвстроУгорщиною;В) Німеччиною та Британією; Г) Францією та Росією4. Мілітаризація — це __ :А) державна політика, спрямована на збагачення правлячої верхівки;Б) часта зміна влади в державі;В) політика, спрямована на нарощування військової могутності;Г) оновлення економіки.5. Цей політик прагнув закріпити в Європі систему колективної безпеки. Він запропонував у посланні до американського народу у квітні 1927 р., щоб держави відмовилися від війни як інструменту національної політики.А) О. Чемберлен;Б) Г. Штреземанн;В) А. Бріан;Г) Ф. Келлог6. Ким вирішувалися основні питання Паризької мирної конференції?А) Президентом США Д. Ллойд Джорджем;Б) президентом Франції Ж. Клемансо;В) «Радою трьох»;Г) «Радою семи»7. Якими були результати Гаазької конференції?А) Негайне повернення Росією боргів;Б) міжнародне юридичне визнання радянської Росії;В) проблема російських боргів не була вирішена;Г) проблема російських боргів була вирішена.8. Суверенітет і державна цілісність Китаю, принцип «рівних можливостей» у торгівлі з ним були закріплені рішеннями:А) Паризької конференції;Б) Вашингтонської конференції;В) Локарнської конференції;Г) Лозаннської конференції9. Головною причиною Великої депресії в США було:А) посилення діяльності ультралівих політичних сил;Б) посилення діяльності ультраправих політичних сил;В) значне перевищення попиту над пропозицією;Г) значне перевищення пропозиції над попитом10. Внаслідок світової економічної кризи 1929–1933 рр. у Франції було:А) знято обмеження на ввезення сільгосппродукції;Б) дозволено використання примусової праці населення;В) збільшено обсяг військових замовлень, будівництво «лінії Мажіно»;Г) встановлено однопартійну систему і культ вождя.11. Які партії були найбільш впливовими у Франції після Першої світової війни: а) республіканська і радикальна;б) консервативна і ліберальна;в) республіканська і демократична;г) християнська і соціалістична12. Які причини гострого соціального конфлікту середини 20-х рр. у Великій Британії?А) Прагнення лідерів тред-юніонів захопити владу в країніБ) Прагнення власників шахт збільшити свої прибутки за рахунок гірниківВ) Непоступливість уряду в питанні розширення соціального законодавстваГ) Втручання СРСР у внутрішні справи Великої Британії13. Народний фронт у Франції – цеА) добровільне об`єднання громадян задля протистояння урядовіБ) широка антифашистська коаліціяВ) рух Опору та національно-визвольний рухГ) форма об`єднання політичних партій напередодні виборів президента14. Який період в історії США отримав назву “проспериті”?А) 1918 – 1922 рр. Б) 1922 – 1929 рр.В) 1929 – 1933 рр. Г) 1930-1935 рр.15Що означає термін «локаут»?А) Стабілізація економічного положення в державі;Б) відмова робітників виходити на роботу;В) масове закриття державних установ;Г) одночасне закриття підприємств їхніми власниками і масове звільнення робітників16. Війни у підконтрольних Франції територіях у 1926–1928 рр. тривали в:А) Мавританії та Сенегалі;Б) Лівані та Камеруні;В) Марокко та Сирії;Г) Алжирі та Тунісі17. Установіть відповідність між договорами та їх наслідками:1. пакт «Бріана–Келлога»2. «план Дауеса»3. «план Юнга»4. «Договір п’яти»5. «Договір дев’яти»А) визнання суверенітету Китаю;Б) засудження використання війни з метою вирішення міжнародних конфліктів;В) надання позики Німеччині з боку США у розмірі близько 800 млн марок;Г) скасування фінансового контролю над Німеччиною.18. Установіть хронологічну послідовність подій:А) вступ у війну США;Б) перше застосування хімічної зброї;В) поразка англійців у Месопотамії;Г) Галицька битва19. Визначте, які досягнення науки і техніки були використані в головних боях Першої світової війни та як це вплинуло на її хід та наслідки20. Поясніть, чому утворення Ліги Націй вважають одним із ключових досягнень світової дипломатії. Наведіть конкретні приклади

Жизнь и быт земледельцев

В целом, труд людей, которые возделывали землю, считался уважаемым, но очень тяжелым. Крестьянин должен был вставать очень рано практически в любой сезон года: так, к июлю нужно было вырыть каналы, чтобы задерживать воду после разлива Нила. В ноябре начиналась вспашка земли, куда высаживали пшеницу и ячмень. В период роста поля надо было поливать, а это было невероятно трудно. В марте-апреле собирали урожай, что тоже требовало больших усилий.

Рис. 1. Египетский земледелец.

Жизнь и быт ремесленников

Ремесла в этом государстве Древнего мира были очень развиты. Египтяне обрабатывали камень и дерево, а также металлы, у них были очень развиты архитектура и кораблестроение, тонкие искусства изготовления стекла и папируса.

В городах существовали целые улицы, на которых селились гончары, медники и ткачи, у которых были собственные крошечные мастерские, где они и изготавливали изделия, и продавали их. Самые искусные мастера работали при храмах, где за их трудом надзирали надсмотрщики.

По свидетельствам письменных источников, труд ремесленника считался тяжелее крестьянского, ведь эти люди часто не могли даже выйти на улицу и подышать воздухом и вынуждены были работать не только на протяжении светового дня, но часто даже и ночью.

Рис. 2. Столяр в Древнем Египте.

Долговое рабство

Если изначально рабами у египтян были только люди, взятые в плен во время войны (поэтому призыв в армию считался благом: мужчина мог привести в дом рабов-помощников), то со временем ими становились и жители страны. В рабство попадали и крестьяне, и ремесленники, которым не хватало средств прокормить семью: тогда они брали что-то нужное в долг у богача, а если не могли отдать к сроку, то становились рабами.

Рис. 3. Ремесленник-раб.

Ремесло, это что?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *