Устройство карнизов

Карнизный свес кровли

Строительство крыши состоит из нескольких этапов, каждый из которых по-своему важен. Все они оказывают большое влияние на долговечность и эффективность эксплуатации строения. Рассмотрим устройство карнизного свеса, являющегося обязательным элементом большинства стропильных систем.

Карнизный свес – часть ската, которая выступает за пределы фасадных стен здания и предназначена отводить влагу от коробки и улучшать внешний вид. Минимальная величина свеса 50–60 см, но эти значения могут изменяться в широких пределах с учетом строительных традиций в данной местности. К примеру, некоторые проекты домов в Финляндии используют карнизный свес в качестве навеса для веранды, а это довольно большая конструкция, требующая высокой квалификации строителей.

Карнизный свес кровли

Виды карнизных свесов

Финишное оформление свесов зависит только от желания застройщика. На функциональность оно никакого влияния не оказывает, но лишь в том случае, когда строго выполняются все рекомендации строительных норм и правил.

Таблица. Типы конструкций карнизного свеса

Вид свеса Краткое описание

Открытый

Самое простое оформление, чаще всего применяется на неутепленных крышах. Стропильные ноги не обшиваются, используется только карнизная доска или металлическая планка для защиты торцов от попадания влаги. На кобылках делается сплошная обрешетка. Такой вариант рекомендуется применять на крышах с мягкой кровлей или плоских конструкциях.

Закрытый

Более сложный и красивый свес, полностью защищает подкровельное пространство от проникновения влаги, птиц и больших насекомых. В настоящее время применяется не только как конструктивный, но и как декоративный элемент, может служить основанием для монтажа осветительных приборов.

Перед окончательным выбором нужно проконсультироваться с профессионалами, при этом следует принимать во внимание внешний вид и необходимость обеспечения рекомендованных условий эксплуатации крыши.

Цены на различные виды строительных досок

Доски строительные

Материалы для подшивки

Финишная отделка карнизных свесов выполняется различными строительными материалами, среди которых есть как бюджетные, так и эксклюзивные варианты. При выборе рекомендуется учитывать стиль здания и рядом расположенных строений.

  1. Сайдинг. Наиболее популярный в настоящее время материал. Главное достоинство – низкая цена и простота монтажа. Пластиковые панели легко режутся, при необходимости их можно немного сгибать. Промышленность предлагает покупателям специальные панели для подшивки, это так называемый сайдинг для карнизов. Его отличие от обыкновенного – наличие перфорированных вентиляционных отверстий. Сайдинг можно приобрести различных размеров и цветовых решений.

    Сайдинг для карнизов отличается наличием перфорации

  2. Натуральные доски. Второй по известности материал, рекомендуется применять на традиционных деревянных постройках. Доски в обязательном порядке должны пропитываться эффективными антисептиками и покрываться устойчивыми лаками или красками для наружных работ. Для подшивки можно использовать вагонку, обыкновенную обрезную доску или специальную подшивную доску. Технология не представляет трудностей даже для неопытных строителей. Но во время работ всегда следует помнить о естественной вентиляции и оставлять продух для обеспечения движения воздушных потоков.

    Натуральная вагонка — отличный вариант для подшивки карниза

  3. Оцинкованная сталь. Довольно неплохой материал для оформления свесов, при условии, что стальные листы покрыты декоративными полимерными красками. Металлические панели можно приобретать в магазине готовыми или изготавливать самостоятельно из кровельных профлистов.

    Оцинкованная сталь тоже применяется для подшивки свесов, но встречается такой вариант нечасто

  4. Медь. Используется очень редко, по большей части на культовых и исторических зданиях. Но есть варианты установки такой обшивки и на престижных загородных коттеджах.

    Медная подшивка карниза смотрится очень эффектно и дорого

Цены на сайдинг

Сайдинг

Как правильно делать карнизный свес

Довольно часто концы стропил незначительно выступают за пределы несущих стен и карнизный свес получается слишком узким. В таких случаях стропила удлиняют с помощью досок сечением 100 на 50 мм. Называются эти элементы кобылками.

Удлинение стропил кобылками

Калькулятор расчета удлинения стропил для карнизного свеса

Для примера мы рассмотрим самый сложный вариант – крыша утеплена минеральной ватой и требует эффективной вентиляции для удаления конденсата. Для создания пароизоляционного слоя применяется пленка на основе этилен-бутилакрелата с двумя парозадерживающими слоями полипропилена и сополимера.

Шаг 1. Закрепите мембрану с внутренней стороны чердачного помещения. Пленки вначале фиксируются степлером, в дальнейшем будут использоваться технологии в зависимости от метода обшивки стен мансардных помещений. Стыки плотно приклеиваются, выходы дымоходов и вентиляционных труб дополнительно герметизируются. Внутренняя пароизоляция не может переходить на карнизный свес, она фиксируется либо к стенам, либо к кровельному перекрытию.

С внутренней стороны стропил крепят защитную мембрану

Шаг 2. Установите опорную доску между стропильными ногами. Она должна быть в одной плоскости с фасадными стенами, ширина элемента отвечает шагу стропильных ног, а он учитывает размеры утеплительных материалов. За счет такого соответствия размеров минвату нет необходимости разрезать для подгонки по ширине ниш, работы намного облегчаются и ускоряются, качество утепления значительно увеличивается. Опорные доски прикручиваются к стропильным ногам саморезами или прибиваются гвоздями, нужно по два крепежных элемента на каждую сторону.

Устанавливают опорные доски между стропилинами

Шаг 3. Подготовьте ровное основание для укладки ветрозащитной и гидрозащитной мембраны, уменьшите высоту стропил на длину холодного свеса. Делается это в несколько этапов.

  1. Сделайте пропилы на стропильной ноге свеса. Глубина пропилов должна быть такой, чтобы плоскость прибиваемых в дальнейшем к ним досок располагалась на одном уровне с целыми стропильными ногами.
  2. Стамеской или долотом аккуратно уберите лишние куски, выровняйте поверхность стропилин. Делать ее идеально ровной нет надобности, эти места все равно закрываются досками. Обращайте внимание, чтобы их поверхность располагалась на одном уровне или немного ниже стропильных ног.

Делают срезы на концах стропил

Некоторые неопытные застройщики не уделяют внимания уровню расположения досок на свесах и прибывают их прямо к стропильным ногам. В таком положении они располагаются выше плоскости, мембрана в этом месте загибается вверх. Конденсат не может беспрепятственно удаляться, в месте примыкания постоянно скапливается большое количество воды. Такие условия эксплуатации стропильной системы оказывают крайне негативное влияние на долговечность деревянных конструкций.

Практический совет. Карнизный свес утеплять не нужно, утепление должно заканчиваться на опорной доске. А она устанавливается напротив мауэрлата или фасадной стены.

Шаг 4. Оформите карнизный свес обрезными досками. Они прибиваются к подготовленным участкам стропильных ног. Во время работы проверяйте положение, если доски выступают над плоскостью ног, то ниши следует углубить. Еще раз напоминаем, что конденсат не должен длительное время быть на мембране, это очень важно. Со временем вода начет протекать, стропильная система намокнет.

Прикручивают доски к стропилам

Доски можно прикручивать саморезами, но намного быстрее и легче фиксировать их гладкими гвоздями. Нагрузка на этот элемент ничтожная, любые метизы гарантируют достаточную прочность фиксации.

Шаг 5. Прикрутите на место лобовую (карнизную) доску. Ее нужно крепить к торцам стропильных ног. Во время монтажа стропильной системы торцы ног выравниваются по веревке и располагаются строго в одной плоскости. Если обнаружились несоответствия по длине, то между доской и ногами можно подкладывать деревянные подставки. Только надо следить, чтобы они были сухими и имели достаточные размеры. В противном случае слишком маленькие подставки могут трескаться при забивании гвоздей, а сырые усыхать – появляются нежелательные щели.

Устанавливают лобовую доску

Шаг 6. Прибейте капельник. Он выполняет две задачи: отводит воду за пределы стен и удерживает нижний край гидрозащитной мембраны. Капельник изготавливается из листовой оцинкованной стали, толщина 0,45 мм, верхние поверхности имеют полимерное покрытие. Нахлест элементов примерно пять сантиметров, направление стыков не имеет значения.

Сверху прикручивают капельник

Шаг 7. Приступайте к укладке гидроизоляционной ветрозащитной мембраны. В зависимости от типа материала она может укладываться непосредственно на утеплитель или необходимо оставлять зазор для облегчения испарения влаги. Работы ведутся снизу вверх к коньку, нахлест примерно 10 см, места соприкосновения желательно проклеивать. Некоторые мембраны имеют специальные полосы с клеящими составами, с них снимается защитная бумага и все готово к проклейке.

Укладывают защитную мембрану

Для крепления мембраны к капельнику следует применять специальную ленту. Профессионалы рекомендуют пользоваться материалами на основе бутил-каучука, он длительное время сохраняет первоначальные параметры адгезии и гарантирует надежное сцепление. Мембрана фиксируется в следующей последовательности.

  1. Очистите капельник от пыли, его поверхность должна быть чистой, сухой и обезжиренной
  2. Прикрепите к кромке элемента ленту. Не допускайте искривлений, лента не должна провисать на изгибе металлической планки.
  3. Снимите защиту, при этом немного заверните край мембраны в обратную сторону.
  4. Выровняйте полотно и в таком положении максимально плотно приклейте его к ленте.

Нижний край мембраны должен плотно приклеиваться к планке капельника

Точное соблюдение рекомендованных технологий дает гарантию длительного и беспроблемного пользования стропильной системой. Для всех случаев жизни универсальных советов не существует, многие решение должны приниматься мастером на месте в зависимости от конкретных особенностей конструкции.

Ошибки при гидроизоляции карнизного узла

Цены на материал для пароизоляции

Материал для пароизоляции

Теперь осталось сделать вентиляцию подкровельного пространства, ее эффективность во многом зависит от правильности оформления карнизного свеса.

Правильная вентиляция обеспечивает долговечность стропильной системы и теплоизоляционного материала

Устройство вентиляции

Для создания вентиляционных каналов в подкровельном пространстве надо использовать бруски толщиной не менее 5 см — только такой зазор обеспечивает необходимую скорость движения воздушных потоков.

Шаг 1. Прибейте вертикальные бруски контробрешетки к стропилам. Не надо брать длинные пиломатериалы, делайте разрывы через каждые 1–1,5 м. За счет этого улучшается вентиляция, воздух имеет больше возможностей обходить препятствия. Мембрана фиксировалась к стропильным ногам степлером, в этих местах появились небольшие отверстия. С целью их герметизации можно к одной плоскости приклеить уплотнительную ленту.

На бруски предварительно крепят уплотнительную ленту

Практический совет. Как утверждают опытные строители, отверстия от степлера никакого негативного влияния не оказывают. Сквозь них никогда не попадает влага.

Шаг 2. Установите горизонтальные рейки обрешетки, шаг зависит от технических параметров кровельных материалов. Для мягких покрытий нужно делать сплошную обрешетку из плит ОСП или листовой фанеры. Через карниз происходит забор воздуха, и если не обеспечить его беспрепятственную подачу, то естественная вентиляция не сможет эффективно функционировать. Такое состояние крыши становится причиной возникновения очень неприятных проблем.

Поверх вертикальных реек крепят обрешетку

Шаг 3. Закройте вентиляционный канал специальной защитной перфорированной лентой. Она почти не оказывает негативного влияние на скорость движения воздуха и не допускает проникновения в канал птиц и насекомых. Ленты могут быть металлическими или пластиковыми, значения не имеет, в эти места не проникают УФ-лучи.

Зазор закрывают специальной лентой

Шаг 4. Закрепите на место желоб водосливной системы. Он может фиксироваться длинными металлическими крюками к обрешетке или пластиковыми держателями к карнизной доске.

Выполняют монтаж кронштейнов и водосточного желоба

На этом работы по оформлению карнизного узла закончены. Если все сделано правильно, то крыша будет выполнять свои задачи, а утепление обеспечивать комфортные температуры в мансардных помещениях.

Видео — Карнизный свес кровли

Вы уже знаете, как сделать правильный карнизный свес кровли. Это один из важных узлов крыши, отнеситесь к его обустройству с должным вниманием. Теперь можно браться за кровельные работы самостоятельно. Многие желают строить мансардные помещения, а такие конструкции требуют теплой крыши. У вас уж есть начальные знания, следует их углубить и расширить. Как делается мансардная крыша – читайте на страницах нашего сайта.

Устройство узла карниза скатной кровли

Любая кровля дома сопровождается устройством карниза. Даже плоская крыша, которая выполняется с использованием рулонных материалов, обустраивается карнизом. Его устройство необходимо для исключения попадания воды в подкровельное пространство во время дождя. Исключением могут стать крыши, которые оборудованы парапетом.

Карниз устанавливается для того, чтобы исключить попадание влаги в подкровельное пространство.

Помимо своих функциональных обязательств, карниз выступает в качестве завершающей отделки кровельной конструкции, так как после окончания подшивки закрываются внутренние составляющие стропильной системы. Для обеспечения более эффективной защиты стропила основания кровли дома выводятся за пределы стен на отрезок, составляющий 50 см. В некоторых случаях этот показатель может быть ненамного увеличен.

Свойства кровельных свесов

Внутреннее устройство карниза крыши. Для изготовления короба следует отобрать не витые ровные доски без коры и сучков в больших количествах.

В некоторых случаях конструкция стропильной системы не оборудуется выступами, выходящими за стены дома. При этом применяется способ, который подразумевает принудительное удлинение стропил за счет специальных элементов, которые получили название кобылок.

Стоит отметить, что нельзя забывать о защите фронтона здания, которая обеспечивается за счет устройства карниза. Ширина свесов, обеспечивающих защиту фронтона дома, не должна быть менее чем 500 мм. При этом на край кровли устанавливается доска карнизного типа. Нижняя часть конструкции карнизов нуждается в обязательной обшивке. Узлы карниза чаще всего обшиваются доской.

Важно помнить, что конструкция скатного и фронтального карниза разительно отличается друг от друга.

За всю историю строительства домов было придумано огромное количество разновидностей свесов, которые были успешно применены на практике. К основным видам относятся:

  1. Неподшитые свесы – используются при устройстве вальмовой кровли дома и для скатной, и для двускатной конструкции.
  2. Подшитые свесы – тоже чаще всего применяются на вальмовых крышах и широко востребованы при устройстве кровли двускатной конструкции.
  3. Коробчатые карнизные свесы – используются при обустройстве односкатной и ломаной кровли.
  4. Укороченные карнизные узлы кровли применяются абсолютно на каждом типе конструкции.

Датская крыша также будет хорошо смотреться с такими карнизами.

Разновидности карнизных свесов

Узел карниза кровли дома подбирается в зависимости от особенностей климата в регионе, в котором ведется строительство.

Узлы карнизных свесов могут иметь несколько видов. Поэтому очень важно остановиться более подробно на особенностях их конструкции.

Схема монтажа карнизного свеса при наличии лобовой доски.

Карнизный свес, который выполняется заподлицо, устраивается в тех случаях, когда стропильная система не выводится за переднюю границу стены. Для этого требуется укрепление края стропил с помощью сливной доски, которая располагается в горизонтальном положении. Это делается для того, чтобы обеспечить защиту фронтона дома от проникновения влаги. При этом также обеспечивается крепление системы водосточных желобов. Помимо этого, такие конструктивные особенности придают ломаной кровле оригинальность.

Несмотря на преимущества, данный узел имеет один недостаток, который заключается в незащищенности верхней части стены от попадания воды. Узел свеса, выполненного заподлицо, имеет длину, которая составляет не менее 50 см. Если же он устраивается в сооружениях из кирпича или панелей, можно сделать выступ с меньшей длиной.

Схема монтажа карнизного свеса без лобовой доски.

Если при строительстве фронтона стены дома допущен выпуск затяжек за ее линию, рекомендуется устройство карнизов, которые помогут предотвратить образование на чердаке сквозняков и не допустят задувания в щели конструкции стены снега.

Отсутствие выступов стропильных ног ломаной крыши за линию стен замещается удлинением кобылок, в качестве которых используются обрезки бруса. Их прикручивают или прибивают к стропильным торцам. После этого к обрезкам прикрепляется карнизная доска.

Узлы карнизных свесов открытого типа образовываются при выступе основных стропил двускатной кровли за пределы фронтона здания. В этом случае сопряжение водосточной системы производится к боковой части стропил или к ее верхним кромкам. Конструктивные особенности, которыми обладает данный узел, позволяют использовать его при строительстве ломаной крыши в частных домах.

Карнизные узлы закрытого типа образуются во время закрытия стропил, выступающих за фронтонную часть, свесом. Для этого используется специальный паз с внутренней стороны, в который вставляются элементы обшивки.

Узел фронтона может быть устроен не только заподлицо, но и выступая за пределы стен. Выбор способа зависит лишь от желания хозяина дома и идей дизайнера, в любом случае он будет верным. Независимо от того, какой способ будет выбран, в обязательном порядке обшивается та часть скатной кровли, которая ничем незащищена.

Список материалов и инструментов для обшивки свесов

Выбор материалов

Чаще всего узлы карнизов двускатной кровли обшиваются доской, изготовленной из хвойных пород дерева, так как этот материал считается наиболее предпочтительным. При выборе материала необходимо обратить внимание на его влажность. Слишком влажный материал со временем способен деформироваться, что испортит внешний вид свеса.

Схема монтажа карнизного свеса шириной более 45 см.

Стоит обратить свое внимание на толщину деревянной обшивки, которая должна быть не менее 17 мм и не более 22 мм. А ширина и длина доски подбирается индивидуально. Сопряжение обшивки производится с обеих сторон. Это не касается досок, имеющих длину более 6 м. В этом случае сопряжение выполняется с шагом, равным одному метру длины материала, используемого для обшивки.

Доски, которыми обшиваются узлы карнизов двускатной кровли, должны обрабатываться водонепроницаемым составом. Делается это перед началом работ. Для этого применяется специальная краска или лак, предназначенный для обработки дерева. Деревянную обшивку необходимо обрабатывать каждые 2-3 года. Только в этом случае она сможет прослужить длительное время. Кроме досок, для обшивки можно использовать и другие строительные материалы:

Схема подшивки карнизного свеса.

  1. Оцинкованные стальные листы. При обшивке кровельных карнизов используется сталь, толщина которой не должна превышать 0,8 мм. Кроме обычной стали, могут быть использованы металлические листы, имеющие перфорацию. Чтобы обрезать такой материал, используют специальное оборудование. После того как листы будут готовы, их покрывают краской во избежание коррозии.
  2. Алюминиевые листы. Их толщина не должна превышать 6 мм, а ширина – 30 см. Для сопряжения листов используются специальные защелки.

Для обшивки свесов понадобится стандартный набор инструментов, используемых при устройстве кровли:

  • строительный уровень или отвес;
  • молоток;
  • рулетка;
  • шуруповерт;
  • крепежные элементы;
  • карандаш;
  • строительная угловая линейка.

Устройство вентиляционной системы

Пример обшивки карнизного свеса сайдингом является одним из самых популярных материалов, наряду с деревом.

Каждый узел карнизов необходимо обеспечить качественной вентиляцией. Ее устраивают независимо от того, какие конструктивные особенности имеет определенный узел карниза. Выпускные отверстия должны иметь диаметр, который равен 1/400 от той площади, которую необходимо вентилировать. Если все расчеты будут выполнены правильно, в том числе и сопряжения деталей карниза, то воздух будет проникать в эти отверстия и выходить сквозь щели, расположенные в кровельном коньке.

Устройство вентиляции пространства, расположенного под кровлей, помогает избежать порчи несущей стропильной конструкции. К тому же качественная вентиляция обеспечит чердачное помещение отличным внутренним микроклиматом.

Способы укрепления карниза

Если узел будет неправильно установлен, а сопряжение его обшивки будет выполнено не по правилам, карниз начнет деформироваться и отвисать под действием ветра и снежной нагрузки. Чтобы избежать подобных неприятностей, нужно, чтобы было обеспечено правильное сопряжение обшивки свеса со стропильной системой кровли.

Для обеспечения более эффективной защиты карниза необходимо как можно тщательнее крепить соединительные элементы стропильной системы.

Для предотвращения закупорки системы водостока на участке крыши, который расположен перед свесом, требуется установить нагревательную систему. Это обеспечит моментальное таяние снега, который в дальнейшем будет спущен в сливную канализацию. За счет этого значительно снизится нагрузка на карниз крыши.

Устройство карнизов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *