Стальная колея

Типоразмер железнодорожной модели и его выбор. Как не ошибиться?

Немного истории поможет вам лучше уяснить ситуацию… При изготовлении первых железнодорожных моделей-игрушек отсутствовали стандарты и общие требования. Вскоре изготовители всё-таки начали придерживаться определенной ширины колеи — 63,5 мм и 45 мм. В тридцатые годы двадцатого века наметилась тенденция к миниатюризации модельной железной дороги, американские заводы начали изготовление моделей в масштабе 1:75 с шириной колеи 19 мм; немецкая фирма Marklin выпустила железную дорогу в масштабе 1:80 с шириной колеи 16 мм; итальянская фирма Rivarossi и немецкая Fleischmann начали производство моделей в масштабе 1:75 с шириной колеи 16,5 мм. Разнообразие масштабов затрудняло использование в одном макете разных моделей, это препятствовало развитию рынка и так назрела необходимость установления единых масштабов и норм.
В 1954 году возникла международная организация любителей-моделистов железных дорог — Modelleisenbahnverband — Europa (Европейского союза моделистов железных дорог, сокращенно MOROP), куда вошли национальные союзы моделистов европейских государств. Первые нормы — «Normen Europischen Modeilbahnen» («Нормы европейских моделей железных дорог», сокращенно NEM) — были приняты MOROP в 1958 году и определили почти всё — единые масштабы, ширину колеи, габариты подвижного состава и приближения строений, параметры рельсов, колесных пар, стрелочных переводов, электрического тока и многого другого. Когда создавались международные нормы, уже производились модели различных масштабов с шириной колеи 32; 22,5; 16,5 и 12 мм. При обобщении опыта производства были созданы три основные нормы: «Диаграмма масштабов» NEM-011; «Масштабы и условные обозначения» NEM 012; «Узкоколейные железные дороги (масштабы и условные обозначения)» NEM 013. В настоящее время эти нормы отменены и заменены новой — «Условные обозначения, ширина колеи, масштабы» NEM 010 и дополняющей ее нормой «Паровые и садовые железные дороги» NEM 020.
В настоящее время в составе MOROP постоянно работает техническая комиссия, в задачи которой входит разработка новых и совершенствование действующих норм. Утверждение новых норм, отмена и изменение старых происходят на общих заседаниях организации и представителей производителей. Строгое соблюдение норм является обязательным требованием для каждого моделиста!
Железнодорожное моделирование ставит вас, прежде всего, перед проблемой выбора масштаба для своей первой железной дороги. От этого зависит размер макета (соответственно, то помещение и место, которое надо под него выделить), а также наличие и доступность на рынке локомотивов, вагонов, рельсов и других компонентов соответствующих избранному вами масштабу (соответственно, количество усилий, времени и денег, которые потребуются от вас). Одна из главных задач после того, как выбор будет сделан — соблюдение единого типоразмера; во всяком случае, в рамках одного макета.
Итак, к делу. Макет железной дороги, отдельно взятые модели подвижного состава, зданий и сооружений, оборудования и даже ландщафта представляют собой их более или менее точные (детализированные) копии, но уменьшенные строго в определенное число раз (как говорят — «выполненные в масштабе»).
Для создания четких стандартов и поддержания совместимости среди производителей в моделировании было введено понятие типоразмера. Типоразмер — строго определенный стандарт масштабов моделей железных дорог одного типа. Параметров у типоразмера, в основном, два — масштаб уменьшения самих моделей подвижного состава (локомотивов и вагонов) и ширина колеи. Ширину колеи меряют не абы как — это расстояние между внутренними гранями головок рельсов. Учитываются обязательно два этих параметра в совокупности!
Всего типоразмеров существует более двух десятков. Но подавляющее большинство железнодорожных моделей во всем мире производится в четырех основных масштабах. Типоразмер H0 (масштаб 1:87, ширина колеи 16,5 мм) — самый распространенный, но при этом требует довольно много свободного места. Типоразмер TT (масштаб 1:120, ширина колеи 12 мм) — более пригоден для любителей российских моделей. Железнодорожные модели и комплектующие в TT более дешевы по сравнению с H0. Очень миниатюрный, но требующий аккуратности в обращении — типоразмер N (масштаб 1:160, ширина колеи 9 мм). И самый популярный масштаб для садовых (уличных) дорог — G (масштаб 1:28 или 1:22,5)!
Далее, если хотите, читайте о типоразмерах чуть подробнее.
H0 (1:87) — в советские времена назывался «размер 16 миллиметров» (хотя на самом деле ширина колеи там 16,5 мм). Самый популярный в мире и хорошо детализированный. Есть узкоколейные варианты этого типоразмера (H0m — колея 12 мм, H0e — колея 9 мм, H0i — колея 6,5 мм и др). Это оптимальный размер для создания макета в закрытом помещении. Железнодорожные модели H0 производят Piko, Mehano, Roco, Brawa, ACME, Lima S.p.A. и многие другие. Можно сказать точно — тут с подбором комплектующих у вас проблем не будет никогда…
TT (1:120) — в советские времена назывался «12 миллиметров», что соответствует действительной ширине колеи 12 мм. Он весьма популярен на постсоветском пространстве, и в этом типоразмере производится множество моделей российской и советской тематики. Есть узкоколейные варианты этого типоразмера (TTm, TT9, TTe и др). Довольно популярен и из-за своей компактности. Среди известных производителей — Piko, Roco, Tillig Modellbahnen, Brawa, Gutzold, Kuehn, Kato и др.
N (1:160) — ширина колеи 9 мм. Есть также узкоколейные варианты этого типоразмера (Nm, Ne и др). Идеальный типоразмер для создания макетов, если нет много места. Поэтому в последнее время становится очень популярным. Моделей и разновидностей путевого материала для него меньше, чем для более крупных TT и H0, но выбор все же есть. Модели и аксессуары в этом типоразмере представлены в ассортименте производителей: Roco, Fleischmann, Brawa, Bachmann, Lima S.p.A., Arnlod, Kuehn.
Z (1:220) — ширина колеи 6,5 мм. Наименьший масштаб для которого серийно выпускается подвижной состав и аксессуары. В мире, благодаря компактности, достаточно популярен. Практически не распространен в нашей стране из-за отсутствия в этом масштабе моделей советского и российского производства. Но довольно популярен за рубежом и постепенно появляется у нас. Модели в этом типоразмере выпускают компании Marklin & Cie, Brawa.
G (1:28 или 1:22,5) — ширина колеи 45 мм. В нем обычно собирают так называемые садовые железные дороги. В нашей стране из-за плохого климата пока большого распространения не получил. Хотя возможна эксплуатация такой дороги даже в зимних условиях. Самый известный производитель железных дорог в типоразмере G и аксессуаров к ним — Piko.
00 (1:76,2) — ширина колеи 16,5 мм. В России большого распространения не имеет, это популярный типоразмер только в Великобритании. Самый известный производитель моделей железных дорог типоразмера 00 — английская компания Hornby.
0 (1:45) — ширина колеи 32 мм. Типоразмер объединяющий кроме моделей масштаба 1:45 железнодорожные модели в масштабах 1:43,5 (Великобритания) и 1:48 (Северная Америка), а также модели автомобилей в масштабе 1:43. Этот типоразмер широко представлен практически у всех производителей, однако не особо популярен в нашей стране.
Для железнодорожных моделей определено (стандартом NEM 010 от NMRA) следующее:

Дополнительные буквенные обозначения даются узкоколейным моделям с шириной колеи прототипа менее 1250 мм (стандартной).
История приведенных выше условных обозначений в описаниях и таблице типоразмеров вкратце такова. При составлении первых норм самыми распространенными в Европе были модели, изготовленные в масштабе 1:45 с шириной колеи 32 мм. Этим моделям было присвоено обозначение 0 (нуль), обозначившее «точку отсчета». Модели с шириной колеи 45, 57 и 63,5 мм соответственно получили условные обозначения I, II и III. Другим масштабам условные обозначения были присвоены следующим образом: масштаб 1:87 получил условное обозначение H0 как начальные буквы немецких слов «Halb Null» (половина нуля), масштаб 1:120 — ТТ от английского «Table top» (доска стола), масштаб 1:160- N от немецкого «Neun» (девять). Условное обозначение Z, соответствующее масштабу 1:220 и ширине колеи 6,5 мм, было присвоено фирмой Marklin, первой освоившей выпуск таких моделей.
Норма NEM 010 устанавливает единую ширину колеи для определенных интервалов ширины колеи настоящей железной дороги. Это сделано для удобства использования моделей подвижного состава, выполненных в одном масштабе, но имеющих несколько отличающуюся ширину колеи у оригинала, например, для железных дорог широкой колеи 1435 мм-в странах Западной Европы, 1520 мм — в СССР, 1676 мм — в Индии и др. Следовательно, модели советского подвижного состава должны быть построены с шириной колеи по норме NEM 010, но масштаб уменьшения должен быть выдержан. Например, модели советского подвижного состава, построенные в масштабе 1:87 (НО), должны иметь ширину колеи 16,5 мм, а не 17,5 мм, как получилось бы по «тупым» расчетам.
Во многих случаях основной масштаб некоторых узлов модели нельзя выдерживать по техническим или технологическим причинам. Например, ширина поверхности катания колеса в масштабе 1:87 составит 1 мм, а высота гребня бандажа 0,32 мм. Строгое соблюдение этих значений привело бы к атруднениям при эксплуатации — малейшие неровности пути вызывали бы сходы поезда с рельсов. Поэтому норма NEM 010 содержит примечание, допускающее, что некоторые узлы моделей могут иметь отступления от масштаба, если они определены специальной нормой.
Для узкоколейных железных дорог в норме NEM 010 введены дополнительные индексы к условным обозначениям типоразмеров разной ширины колеи. Например, модели узкоколейной железной дороги с шириной колеи оригинала от 650 до 850 мм, построенные в масштабе 1:87, имеют колею шириной 9 мм и условное обозначение H0e.
Моделисты довольно часто выбирают для своих макетов тему узкоколейной железной дороги, так как такие железные дороги (ширина колеи менее 1435 мм) являются дорогами местного значения, проложенными в холмистой местности, лесистых ущельях с пересечением множества маленьких рек. Такие макеты одновременно компактны и интересны.
Выбор типоразмера — субъективен. Никаких особых объективных преимуществ по совокупности признаков у того или иного типоразмера нет. Всегда будут доводы как «за», так и «против» того или иного выбора, если рассматривать один какой-то признак. Скажем, если не хотите трудностей с поисками «компонентов» для своей железной дороги — остановитесь на более распространенном типоразмере. Как правило, модели более распространенных типоразмеров можно и купить подешевле… Тут оптимален типоразмер H0. Если мало места — берите типоразмеры с масштабами помельче. N (1:160) Идеальный типоразмер для создания макетов, если нет много места. Если вам достался на халяву, в подарок или по наследству, или просто по дешевке какой-то стартовый набор определенного типоразмера — ну, так и продолжайте развивать его, раз бог послал! Исходить можно и из тематики вашего макета. Например, приверженцам российских моделей можно посоветовать TT, ибо на сегодняшний день наибольшее количество моделей локомотивов российских железных дорог производится именно в этом типоразмере. Если вы хотите «оживить» свой приусажебный участок, тон аряду с миниатюрными моделями в отдельных странах получили распространение крупномасштабные модели с масштабом уменьшения от 1:45 до 1:2, эксплуатируемые на открытых площадках. Для привода в действие таких моделей применяют электродвигатели и паровые машины, отапливаемые углем, спиртом, газом или другим топливом.
В общем, просто будьте максимально прагматичны, делая выбор… А также опирайтесь на собственные впечатления: просто поглядите в магазине или на выставке, а еще лучше — подержите в руках модели разных типоразмеров.

Дачная железная дорога

Друзья мои! Оказываться, наши дикие ватники до того озверели, что у себя на дачных участках во всю строят персональные железные дороги!
Знакомьтесь — «Стальная колея. Блог о дачных (садовых) железных дорогах шириной колеи от 180 до 390 мм.»
Некий Михайло Орехов, из городу Санкт-Петербургу, грубо поправ канонический дачный диапазон 180 — 390, со страшной силой мастерит свою краснознамённую Дачную железную дорогу колеи 500 мм! И кладёт не просто какие-то гнилые доски в грязь, а подошёл к делу возведения строения пути с настоящим инженерным подходом. Применяет железобетонные шпалы и геотекстиль! Работы не останавливает даже в зимний период!
Наложи на такого санкции, он тебя вместе с ними под своей дорогой и забетонирует. Наверняка его любимой книжкой является «Как закалялась сталь»!
Михайло активно трудится и успевает писать людям:
«Доброго здоровья, строители дачжелдоров всех колей и им сочувствующие!
Ну что сказать… лед тронулся! С окончанием дачного сезона и этапа вывоза выращенной плодово-овощной продукции началась работа на ОВЖД. Хотя все вокруг уже и замерзло… Лед в бассейне 5-ть сантиметров толщиной, ледяная корка на куче с песком и прочие зимние радости рулят. Но что делать если так? Уж коль руки дошли до дороги только сейчас, то откладывать работу на весну смысла нет – придет весна и начнутся новые работы по саду-огороду. Поэтому отступать я не собираюсь, а буду работать пока снегом не засыплет.
И так, начну.»
Он строит не просто какую-то колею для подвозки дров, строит дорогу с перегонами и станциями!
Из-под пера Михайла вырываются душещипательные откровения:
«Вот интересно порой получается – начинаешь что-то с одной стороны, а в результате получается, что идешь с другой. Так и у меня – начал весной со строительства станции «Водяной пост», а вот путь потяну от станции «Грузовой двор».
На этой неделе при трудовой поддержке Константина Вышибаева, за что ему отдельное спасибище, началась укладка постоянных шпал на ОВЖД. Сперва, как и полагается, в ход пошел геотекстиль (дорнит).»
Вы помните заглавное фото в теме «ЗАО «Ленпромтранспроект» официально сообщает»?
Вот оно —
Верхнее строение пути на Тамани особо от строения дачной дороги Михаила не отличается.
Бывают и перерывы в работе. Погода вносит свои коррективы.
Михайло сильно возмущён: «В связи с погодой все работы на местности были приостановлены. Воды полно, грязи полно, а как стелить геотекстиль в таких условиях? Да и к тому же сегодня тепло, а завтра морозец – вода превращается в лед и что делать, колоть его?
Короче говоря, до весны оставлено все как есть и основная работа переведена в подготовку подвижного состава и путевого хозяйства.»
Да, а на чём же будет ездить Михайло по своей дачной магистрали?
Приглядывается вот к такой великолепной расписной дрезине с вагончиком —
Пока возит мешки с цементом —
Пока строит, не забывает и об изучении исторических материалов:
«Прообразом дачного трамвая явился аккумуляторный трамвай начала ХХ-го века. В конце XIX-го века в городском транспорте делались попытки обойтись без проводов. В Санкт-Петербурге проходил испытания аккумуляторный трамвай. В результате испытаний выяснилось, что экономичнее передавать энергию на расстояние, нежели возить её с собой.»
Пожелаем товарищу Орехову ярких и полезных свершений!
Нужно по весне к нему в гости напроситься.

PIKO масштаб G 1:22,5

Каталог товаров

  • PIKO Модели РЖД масштаб H0 1:87
  • PIKO масштаб G 1:22,5
    • Стартовые наборы G 1:22,5
    • Локомотивы G 1:22,5
    • Вагоны G 1:22,5
    • Строения G 1:22,5
    • Элементы пути G 1:22,5
    • Цифровые компоненты G 1:22,5
    • Аксессуары G 1:22,5
  • PIKO масштаб H0 1:87
    • Стартовые наборы Piko цифровые, серия Smart Control Premium
    • Стартовые наборы Piko цифровые, серия Smart Control light
    • Стартовые наборы Piko аналоговые
    • Стартовые нaборы Piko аналоговые, серия myTrain
    • Эксклюзивные наборы
    • Вагоны. Локомотивы. серия «Hobby»
      • — Паровозы
      • — Электровозы
      • — Тепловозы
      • — Пригородные поезда
      • — Пассажирские вагоны
      • — Грузовые вагоны
    • Вагоны. Локомотивы. серия «myTrain®»
    • Вагоны. Локомотивы. серия «Expert»
      • — Тепловозы
      • — Электровозы
      • — Пригородные поезда
      • — Грузовые вагоны Expert
      • — Пассажирские вагоны
    • Вагоны. Локомотивы. Серия «Classic nostalgie»
      • — Паровозы
      • — Электровозы
      • — Дизельные пригородные поезда
      • — Тепловозы
      • — Пассажирские вагоны
      • — Грузовые вагоны
        • — Железнодорожные контейнеры
        • — Саморазгружающиеся вагоны
        • — Гондолы (полувагоны)
        • — Платформы
        • — Платформы для перевозки лесоматериалов
        • — Платформы с боковыми стойками
        • — Платформы крытые брезентом
        • — Крытые вагоны со скользящими стенами
        • — Платформы для перевозки кислоты
        • — Товарные вагоны
        • — Вагоны-рефрижераторы
        • — Вагоны для перевозки скота
        • — Цистерны
        • — Вагоны для чистки путей
        • — Цистерны для перевозки сжатого газа 120куб.м
      • — Эксклюзивные наборы
    • Рельсы H0 1:87
      • — Рельсы с «деревянными» шпалами H0 1:87
      • — Рельсы с «бетонными» шпалами H0 1:87
      • — Рельсы на подложке H0 1:87
    • Строения
      • — Серия «Hobby» H0 1:87
      • — Серия «Classic» H0 1:87
    • Запасные части и элементы развития
      • — Аксессуары PIKO SmartControl
      • — Профессиональные инструменты
      • — Запасные части для подвижного состава H0 1:87
      • — Элементы развития H0 1:87
    • Прочее
      • — Автомобили
      • — Фигурки
      • — Элементы ландшафта
      • — Клей для строений
  • PIKO масштаб TT 1:120
  • PIKO масштаб N 1:160
    • Вагоны масштаб 1:160
    • Запасные части и элементы развития масштаб 1:160
    • Пригородные электропоезда масштаб 1:160
    • Тепловозы масштаб 1:160
    • Электровозы масштаб 1:160
    • Строения N 1:160
  • Каталоги

Новости

Стальная колея

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *